Все о гормональных заболеваниях

Как вырастить чемпионку: рассказывает мама гимнастки Маргариты Мамун

Как правильно наносить румяна на различные формы лица Как наносить румяна влажным способом

Русские скороговорки от а до я

Как нарисовать пальмы с ребенком

Делимханов адам султанович семья

Как восстановить грудное вскармливание: практические советы Может ли от нервов пропасть грудное молоко

25 кадр скачать программу

Значение татуировки лиса у девушки

Сколько стоит набить тату

Домашние рецепты ополаскивателей для рта

Будь самим собой! Цитаты Ошо о храбрости. Цитаты, которые вдохновляют вас быть самим собой Высказывание всегда оставаться самим собой

Молитва при расставании Молитва при расставании с любимым человеком

Стоит ли давать второй шанс отношениям

Как настроить себя на позитив — мысли, каждый день, для женщин

Определение красных отметок

Эмоциональная зрелость женщины. Признаки эмоциональной незрелости

Согласитесь, порой сложно не поддаться обиде, когда в душе все горит и кипит. Безусловно, мы можем выдавить сквозь зубы: «Да, я тебя прощаю». Но не сделать этого на самом деле. Принято, что взрослые люди способны и умеют управлять своими эмоциями: страхом, гневом, злостью и даже радостью. На словах всегда легче, чем на деле! Порой бывает, что самая обычная неурядица может вывести нас из колеи. Например, просыпаешься утром, гладишь любимое платье, надеваешь и…нечаянно опрокидываешь на себя горячий кофе! Обидно до слез, хоть бери и кричи! Так это самая мелочная ситуация, которая решается за 2 минуты: снять платье, надеть другое!

Эмоциональная незрелость - это неспособность правильно реагировать на жизненные проблемы и ситуации!

Как проявляется эмоциональная незрелость у взрослых в отношениях?

Нет ответственности!

Порой лучше обвинить кого-то в своих ошибках, чем честно признаться: Да, я был не прав! Мы сетуем на погоду, обвиняем полнолунию, людей, которые были с нами не в то время и не в том месте и т.д. Наверняка каждый жаловался: у меня нет настроения, потому что мне его испортили! Вот только встречный вопрос: Неужели каждый человек способен повлиять на наше настроение и просто так взять и испортить наш день?

Нет, просто кто-то должен взять на себя ответственность за наш ужасный настрой, только не мы, только не мы! О, еще можно сказать, что кровать виновата, именно из-за нее мы постоянно встаем не с той ноги!

Эмоциональная незрелость у взрослых выражается в неумении быть ответственным за свои поступки, поведение, настроение и т.д.

Ссоры, скандалы, склоки…

Нет, это не любимое занятие эмоционально незрелых взрослых, просто они по-другому не могут. Люди выясняют отношения для того, чтобы прийти к общему знаменателю, найти компромисс, правильное решение и возможные варианты того, чтобы больше никогда не возвращаться к этому вопросу. Если это эмоционально незрелая женщина, она готова спорить ради самого процесса! Вряд ли она признает свою вину, пойдет на уступки или первая скажет: Хватит! Надоело спорить, давай найдет третье решение!

Безусловно, выяснять отношения нужно, чтобы в паре не назревала некая недосказанность, но необходимо это правильно делать. Во-первых, настроиться на то, что на проблеме нужно поставить точку, а во-вторых, не скандалить, а конструктивно разговаривать. Давайте признаемся честно, вряд ли крики могут помочь нам уладить конфликт.

Как на пороховой бочке

Согласитесь, с непредсказуемыми людьми всегда весело, ведь мы не знаем, что они сейчас затеют! НО это до поры до времени. Если постоянно жить с человеком «пороховой бочкой» можно начинать пить успокаивающие таблетки. Настроение такого человека сложно определить, ведь оно может меняться каждые пять минут: сейчас отличное, через время депрессия!

Планы? Что это?

Эмоциональная незрелость у взрослых людей проявляется в том, что они не могут планировать свое будущее. Нет, планы и мечты у них есть, но они либо «заоблачные» либо не отображают действительность жизни даже на 1%. Например, мужчина решился на важный поступок, сделал предложение. Логично, что женщина ждет от него некой собранности, а он все продолжает жить своей жизнью: собирает монетки, встречается с друзьями, строит планы на будущее, но только на словах, говоря «если бы я жил в другом городе, у меня бы жизнь сложилась по-другому, если бы у меня был ребенок, я бы точно повзрослел, если бы я не женился так рано, то стал бы успешным человеком» и т.д.

И это «если бы…» преследует всю жизнь эмоционально незрелого взрослого.

Способность сохранять душевное равновесие и хорошее расположение духа намного важнее для здоровья, чем упражнения и привычки питания **д-р Дж. Ваян g98 22/1

Да, дорогой друг, мы стали общаться несколько реже. И вместо тревожности лучше подойти к этому факту с положительной стороны.

Во-первых, у нас появилось дополнительное время для исследования вопросов позитивной психологии офлайн. Во-вторых, предоставляются новые возможности для установления добрых отношений лицом к лицу.

Мы по-прежнему считаем, что самое важное, что наполняет наше движение по жизни смыслом это установление и поддержание необходимых отношений. В нашем разделенном мире можно считать огромным достижением способность сохранить доверительные отношения до конца.

И сегодня хочу порассуждать не столько об отношениях, сколько о том, без чего точно не состоятся.

Эмоциональная зрелость — это как?

Дух человека помогает переносить болезнь, но если дух поражён - кто это выдержит? **Царь Соломон

Вы, дорогой друг, смогли бы выдержать каждодневные жалобы и ропот? А капризы и недовольство? Не думаю.

Гораздо охотнее мы проводим время в компании радостных, позитивно настроенных друзей. Нам нравится общаться с эмоционально устойчивыми зрелыми людьми. Не так ли?

Так вот. В биологическом смысле слово “зрелость ” можно определить как “соответствующее определенным нормам состояние полного развития, взрослости, завершенности”. Разумеется, нормы для определения физиологической зрелости отличаются от норм, по которым определяется духовная или эмоциональная зрелость .

Знаю, что найдется немало людей, кому претит само понятие “норма”. И такие быстренько покинут этот блог. Для тех из нас, кто не принадлежит к сторонникам эмоциональной анархии будет любопытно поразмышлять о признаках эмоциональной зрелости. Но сначала несколько слов предостережений.

Все зрелые люди отличаются друг от друга физически и умственно и имеют разные способности. Эмоционально они тоже отличаются, потому как кому-то присуще большая любознательность, кому-то улыбчивость и так далее. Потому не стоит сравнивать свою зрелость со зрелостью того, кто рядом.

Так же как спелые яблочки. По всему миру их насчитывается около 7 500 сортов самых разных цветов и размеров: красные и желтые, золотистые и зеленые, размером с крупную вишню и даже с грейпфрут.

Каждый из нас имеет свой сорт, который, к счастью, не измеряется числительным. У каждого из нас свой .

Да и перезревания опасаться не стоит. Потому как эмоциональное созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Процесс гниения возникает под воздействием определенных факторов, а не как естественный неотвратимый жизненный цикл.

Долголетие во всяком случае у мужчин, похоже, зависит от способности сохранять душевное равновесие, помогающее избегать угнетенного состояния **Сайенс ньюс

Два свойства эмоциональной зрелости

  • проявляется в осознанности.

Способность посмотреть на себя как бы со стороны, видимо, заложена в нас с рождения. Вот только со временем взгляд со стороны сливается с чужими взглядами и оценками, и чаще всего не тех людей, кто достиг высокого уровня эмоциональной компетентности.

Потому надо развивать в себе способность анализировать свое эмоциональное состояние. Достижением можно считать, когда в любой момент человек может “нажать на паузу” и взглянуть на себя, дать оценку собственным эмоциям и чувствам несмотря на их широчайший спектр.

Разумеется эмоционально зрелая личность осознает силу базовых эмоций и, понимая принципы их трансформации, учится ими управлять. Суть в том, что зрелый человек - это не младенец, настроение которого часто меняется по незначительным причинам.

  • проявляется в ответственности.

Эмоционально взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и таким образом способны терпимо относиться к разочаровывающим или раздражающим явлениям время от времени возникающим на их пути.

Такие люди не теряют над собой контроль и умеют справляться с собственными негативными эмоциями так, чтобы это не мешало благополучию окружающих.

Например, если у них плохой день, они не срывают зло на первом встречном. И более того, выражая свои мнения и чувства, они считаются с тем, как это повлияет на других.

Ответственность в моем представлении служит синонимом причинистости. В момент чужого раздражения ответственность побуждает заглянуть за стену негативных эмоций второй стороны и угадать причины того самого раздражения, вместо того чтобы выстроить свою стену негативизма и вперед, “стенка на стенку”.

Если вспомнить , то он тренируется как раз при освоении практических методов умело справляться с такими негативными заученными реакциями.

Современная нейробиология утверждает, что мы не в состоянии решить, когда именно нам испытать взрыв эмоций. Зато мы по точно можем проконтролировать, как долго ему продолжаться.

Звучит обнадеживающе, не правда ли? А когда человек разовьет в себе ответственность и умение быстрее приходить в себя после таких взрывов, это несомненно, послужит отличным пока­зателем его эмоциональной зрелости.

Эмоциональная незрелость

Когда падаешь, главное — не расколоться **1-ый принцип Стакана

Эмоционально незрелые люди, это неуверенные в себе люди, не способные переживать трудности и проблемы, в критических жизненных ситуациях они бескомпромиссно выбирают «спрятаться в домик».

В качестве «бегства» они используют агенты зависимости: алкоголь, наркотики, секты, магия, азартные игры.

Эмоционально незрелые люди боятся открыто выражать свои чувства, показаться некомпетентными и слабыми. Ими движет непреодолимое желание самоутверждаться, показывать свою значимость, важность.

Незрелость мешает наслаждаться свободой, зато прочно насаждает болезненное отношение к критике. Недостаток эмоциональной зрелости побуждает часто сравнивать себя с кем-то, кого видят глаза.

А недостаток осознанности и ответственности перечеркивает попытки вести умеренный образ жизни. Если любовь — то «до умопомрачения» и изживания со свету дуг друга, если религия — то до слепого фанатизма, если спорт — то до изнеможения и проблем со здоровьем, если работа — то до инсульта или инфаркта.

Напротив помогает грамотно планировать свою жизнь. Именно планировать и достигать намеченных целей, а не просто ублажать себя несбыточными мечтами.

И что самое важное, эмоциональная зрелость — важная составляющая успеха. Того самого, что положен в основу длительных и надежных отношений с теми, кто нам на самом деле дорог.

Созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления (Allport, 1961). Олпорт видел также качественную разницу между зрелой личностью и незрелой, или невротической личностью. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Напротив, поведение незрелых лиц преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства.

Эмоциональная зрелость.

Шесть черт психологически зрелого человека по Гордону Олпорту:

1. Зрелый человек имеет широкие границы Я.

Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя «со стороны». Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются всем, что они считают значимым. Подобные виды деятельности требуют участия истинного Я человека и подлинной увлечённости. По Олпорту, любовь к себе – это непременный фактор в жизни каждого индивида, но он не обязательно должен быть определяющим в его стиле жизни.

2. Зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям.

Существуют две разновидности теплых межличностных отношений, подпадающих под эту категорию: дружеская близость и сочувствие. Дружески-близкий аспект тёплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанную собственническими чувствами или ревностью. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.

3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие.

Взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь. Они умеют также справляться с собственными эмоциональными состояниями (например, подавленностью, чувством гнева или вины) таким образом, что это не мешает благополучию окружающих. Например, если у них плохой день, они не срывают зло на первом встречном. И более того, выражая свои мнения и чувства, они считаются с тем, как это повлияет на других.

4.Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания.

Психически здоровые люди видят вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. У них здоровое чувство реальности: они не воспринимают её искаженно, не передергивают факты в угоду своей фантазии и потребностям. Более того, здоровые люди обладают соответствующей квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности. Они могут отодвигать временно на задний план свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело. Чтобы передать смысл этого аспекта зрелости, Олпорт цитирует известного нейрохирурга Гарвея Кушинга: «Единственный способ продлить жизнь – это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить» (Allport, 1961, р. 290). Таким образом, взрослые люди воспринимают других людей, объекты и ситуации такими, какие они есть на самом деле; у них достаточно опыта и умения, чтобы иметь дело с реальностью; они стремятся к достижению лично значимых и реалистичных целей.

5.Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора.

Сократ отмечал, что для того, чтобы жить полноценной жизнью, существует одно первостепенное правило: «Знать самого себя». Олпорт называл его «самообъективацией». Тем самым он имел в виду, что у зрелых людей имеется чёткое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству. Он позволяет людям видеть и принимать крайне абсурдные аспекты собственных и чужих жизненных ситуаций. Юмор, каким его видел Олпорт, – это способность посмеяться над самым любимым (включая свою собственную персону) и все же продолжать ценить его.

6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Зрелые люди способны видеть целостную картину, благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни. Олпорт считал, что не нужно быть Аристотелем и пытаться сформулировать интеллектуальную теорию смысла жизни. Вместо этого человеку просто нужна система ценностей, содержащая главную цель или тему, что и сделает его жизнь значимой. У разных людей могут формироваться различные ценности, вокруг которых будет целенаправленно выстраиваться их жизнь. Они могут выбрать стремление к истине, социальному благополучию, религию или еще что-нибудь – по мнению Олпорта, наилучшей цели или философии здесь не существует. Точка зрения Олпорта по этому поводу заключается в том, что взрослая личность имеет глубоко укоренившийся в человеке набор неких ценностей, которые и служат объединяющей основой его жизни. Объединяющая философия жизни даёт поэтому некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придаёт значимость и смысл практически всему, что делает человек.

Альберт Эллис и сторонники рационально-эмоционально-когнитивного направления в психологии (РЭПТ, рационально-эмоционально-поведенческая терапия) так же выделили признаки эмоциональной зрелости.

признаков эмоциональной зрелости по Альберту Эллису

1. Счастье как цель жизни.

Разумные индивиды стремятся к счастью и наедине с собой, и в интимных отношениях, и в общении с другими.

2. Долговременный гедонизм .

Эмоционально здоровые люди распределяют удовольствие таким образом, чтобы иметь его и в настоящем, и в будущем. Они избегают получать кратковременные удовольствия, потенциально вредные по своим ближайшим или отдалённым последствиям (например, увлечение спиртным, которое может принять форму алкогольной зависимости и привести к циррозу печени).

3. Принятие факта смертности.

Принимая факт, что данная нам жизнь единственное, что у нас есть, и что у нас может быть, мы – ввиду её исключительной ценности – обретаем возможность радоваться ей в максимально доступной нам степени.

4. Самоопределение.

Вместо того, чтобы рассчитывать, что молитва, государственная власть или другие люди дадут нам директивы относительно того, как жить и что делать, рационально здоровая личность стремится к тому, чтобы самой установить и достигать своих собственных разумных целей.

5. Принятие неопределённости .

Жизнь предлагает нам мало гарантий. Зрелые люди знают, что предсказывать будущее, по меньшей мере, глупо, а в худшем случае – нечестно. Они принимают тот факт, что они живут в мире вероятностей и редко расстраиваются из-за того, что мир недостаточно определён.

6. Приверженность творческим поискам.

Рационально мыслящие люди видят своё счастье в творческих поисках, которые рассматриваются ими как имеющие смысл и значение.

7. Просвещённый эгоизм (забота о собственном благополучии) . Мыслящие, ищущие своего счастья люди временами, хотя и не всегда, рассматривают свои интересы как приоритетные по сравнению с интересами других.

8. Социальные интересы.

Чтобы взаимодействовать с другими, рациональные люди действуют так, чтобы создавать вокруг себя приемлемые для них общности. Соответственно, они ведут себя в них нравственно и защищают интересы своих групп.

9. Гибкость.

Эллис полагал, что три отмеченных выше долженствования (требования к себе, к окружающим людям и к миру в целом) суть не более чем человеческие изобретения. Психологически здоровая личность, счастливые люди склонны держаться плюралистического и недогматического мировоззрения.

10. Принятие действительности.

В своей работе «Три измерения приятия» (Three Dimensions of Acceptance) Эллис включает три безусловных приятия: себя, других и жизни (life-acceptance). Как мыслящие существа люди неизбежно совершают ошибки, они фаллибилистичны (подвержены ошибкам), ввиду превратностей жизни. Приятие не означает безоговорочного признания и не влечёт за собой обязательных инициатив. Это означает лишь восприятие реальности такой, какой она предстаёт перед нами. Безусловное приятие себя, других и жизни отличает терапию РЭПТ от других когнитивно-поведенческих терапий, не включающих в себя эти принципы.

11. Готовность к рискованным поступкам.

Люди, взгляды которых относительно свободны, в большей мере склонны выходить за границы комфортных для них жизненных ниш и пытаться экспериментировать. Хотя они стараются избегать неудачи, она, тем не менее, принимается как часть их жизни.

12. Высокая степень терпимости к фрустрациям / антиутопизм .

Жизнь полна неприятностей. Вместо того чтобы жаловаться по поводу жизненных проблем, мыслящий индивид следует максиме Рейнхольда Нибура (американский протестантский теолог – прим. ред.): иметь мужество изменить то, что можно изменить, и спокойно принимать то, что изменить невозможно. Мудрость при этом состоит в понимании разницы между первым и вторым.

13. Эмоциональная ответственность .

Разумные люди принимают эмоции как единство мыслей, чувств и действий. Они могут справедливо осуждать других за некрасивые поступки, но не сваливают на них вину за собственные эмоциональные расстройства. Вместо того чтобы говорить: «это сводит меня с ума» или «это меня расстраивает», они берут на себя ответственность за свои мысли, чувства и действия.

Эмоциональная незрелость.

Одним из дефектов воспитания в дисфункциональной семье, является эмоциональная незрелость.

Эмоционально-незрелые люди, это неуверенные в себе люди, которым для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужны «подпорки». Они не способны переживать трудности и проблемы, в критических жизненных ситуациях у них есть необходимость «спрятаться в домик», «убежать» от болезненного для них мира. В качестве «бегства» они используют агенты зависимости: алкоголь, наркотики, секты, эзотерика, магия, азартные игры... агентом зависимости даже может быть человек. Кроме того, не желая мириться с окружающим миром, они мечтают его изменить, взять под контроль – агенты зависимости, на первых этапах дают иллюзию того, что это у них получается. Путем достижения изменения своего сознания, или крайних, пиковых эмоций, эйфории, они чувствуют себя увереннее, сильнее, могущественнее. Они не знают как им жить, им нужна «инструкция», они ищут какой-то глобальный "смысл жизни", прячась от самой жизни. В этом отношении им "помогают" агенты зависимости, которые становятся для них "смыслом". Без подобных «подпорок», они чувствуют себя дискомфортно. Они похожи на больших детей, "застряли" где-то детстве, и нуждаются в руководстве.

Эмоционально незрелые люди боятся открыто выражать свои чувства, показать свою слабость, и им постоянно необходимо самоутверждаться, показывать свою значимость, важность, ощущать проявления любви от окружающих, поэтому они болезненны к критике, часто сравнивают себя с кем-то, у них занижена самооценка, они не любят себя, порой чувствуют себя ущербными, и судорожно ищут способы находиться на высоте и демонстрировать свою «крутость», «важность» за счет каких-то внешних проявлений.

У них ничего не бывает в меру. Если любовь - то "до умопомрачения" и изживания со свету дуг друга, если религия - то до слепого фанатизма, если спорт - то до изнеможения и проблем со здоровьем, если работа - то до инфаркта... Они не умеют просто чем-то увлечься, они "утопают" в том, что находят, используют это в целях забытья от реальности. Происходит это из-за присущего эмоционально незрелым людям ощущения «духовной пустоты», и необходимостью постоянно чем-то или кем-то эту «пустоту» заполнять. Они пытаются заполнить её агентом своей зависимости. Им плохо наедине с собой, со своими чувствами.

Эмоционально незрелые люди не способны серьезно планировать. Их планы, как правило, рассчитаны или до ближайшего действия, или больше похожи на несбыточные мечты. Они не способны взять на себя ответственность, стараются её избежать, взвалить на кого-либо другого, поэтому в адрес других людей они часто используют слова "должен", "должна", должны". Они не извлекают опыт из ошибок, и во всех проблемах ищут виноватых, упрекают обстоятельства или других людей в своей несостоятельности, в том, что жизнь не удалась. Конечно, если ответственен за тебя другой - он и будет виноват за то, что ты сделал не так.

Они часто витают в фантазиях, типа:

«вот если бы я жил в другом городе, то всё было бы по- другому...»,

или «если бы я женился (или не женился)...»,

или: «если бы я мог уйти с этой работы...»,

или «если бы у меня был ребенок…»,

или «если бы он вел себя по-другому…» и т.п.

Им кажется, что если бы... то всё бы было хорошо, но они не способны понять, что зачастую проблема не в обстоятельствах, не в людях, окружающих их, а в них самих, а все эти «если бы...» - всего лишь мечты.

Страхи и страдания порой руководят эмоционально-незрелыми людьми. Они рождаются в их фантазии, и часто не позволяют сделать то, что эти люди могли бы сделать в реальности действенного, важного... Когда, казалось бы, всё в порядке – эмоционально незрелые личности начинают мучить себя трагичными воспоминаниями, виной за прошедшие события, или представлять тревожные картинки будущего, которое в реальности скорее всего произойдет по-другому, нежели они видят в «своем кино», или вообще не произойдет. Из-за этого они почти постоянно тревожны, «заморочены», напряжены. Алкоголь, наркотики, секты, азартные игры, другой человек, на первых этапах зависимости выполняют роль «успокоительного», «расслабляющего», «отвлекающего», как бы помогают забыться от напряжения, но это обман. На более поздних стадиях эйфория проходит и приходит горькая расплата.

Олпорт (Allport) Гордон Уиллард (11.11.1897, Монтесума, шт. Индиана – 9.10.1967, Кембридж, шт. Массачусетс, США) – американский психолог, специалист по психологии личности.


Любая эмоция возникает в ответ на удовлетворение-неудовлетворение какой-либо ценности, потребности, желания и т.д. Когда происходит удовлетворение – возникают положительные эмоции, при неудовлетворении – отрицательные. А так как большинство этих самых потребностей могут быть удовлетворенны только с помощью чего-то извне, отсюда вытекает важнейшая роль эмоций в жизни человека. Именно через эмоциональную сферу происходит «связка» внутренней системы ценностей-потребностей (что, как утверждают академические психологи, является ядром личности человека) с внешним миром.

Именно эмоции сигнализируют о том, какая потребность удовлетворена, а какая нет (оценочная и сигнальная функция эмоций). Именно эмоции дают «психологическую энергию» для деятельности (мобилизующая и регулирующая деятельность функция эмоций). Именно с помощью эмоций происходит закрепление положительного и отрицательного опыта (адаптивная и следообразующая функция эмоций). Наверное, следует назвать еще одну функцию эмоций, не упоминающуюся в академических учебниках – именно эмоции дают человеку ощущение жизни, бытийности, ее наполненности. Человек, не испытывающий эмоций, как бы и не живет.

Часто всю психику человека делят на две сферы – рациональную и эмоциональную. Обе эти сферы одинаково важны, это как две ноги, на которых «стоит» личность. Если одна из них не будет достаточно развита, то личность будет хромать. К сожалению, наша западная цивилизацию сильно обесценила важность эмоции в сравнении с мышлением, что не могло не сказать на сегодняшнем уровне психологического здоровья.

Итак, эмоциональное развитие не менее важно в жизни человека, чем интеллектуальное развитие. Поэтому, уровень эмоциональной зрелости человека является важной характеристикой его способности полноценно жить эту жизнь.

К сожалению, область эмоциональной зрелости личности человека на сегодня практически не подвергалась подробному изучению и теорий эмоциональной зрелости не так много. Приведу одну из них, на мой взгляд, наиболее достойную внимания, модель Клода Штайнера (одного из основателей транзактного анализа). Предупреждаю сразу, в сравнении с оригиналом, немного изменены названия каждого уровня зрелости (у Штайнера это называется уровнями эмоциональной грамотности).

1. Эмоциональный блок. Уровень развития эмоций, когда сами эмоции не чувствуются. То, что эмоции все-таки присутствуют, можно определить, по возникновению побуждения на одни действия, и сопротивление на другие. Эти эмоции могут блокировать или заставлять совершать какие-либо поступки, но не осознается (или правильнее сказать, не чувствуется) само эмоциональное побуждение. Просто невозможно что-то делать, или наоборот, невозможно остановить какое либо действие, происходящее вопреки сознательному решению. Со стороны можно сказать, что человек что-то чувствует по его интонациям, мимике, поведению, при этом самим человеком не чувствуется ничего из того, что он мог бы назвать эмоциями. Также это состояние он мог бы описать как пустоту, оцепенение или замороженность. Бывает, что такие «неощущаемые» эмоции бесконтрольно накапливаются, и приводят к эмоциональным всплескам и взрывам, после чего происходит возврат в «бесчувственное» состояние до нового такого взрыва.

Самопомощь: обучение распознанию телесных ощущений (болей, зажимов, напряжений, непроизвольных движений и т.д.) во время эмоциональных блоков. Может помочь форма дневника:

Эмоциональный блоки (что-то заставляет действовать/бездействовать без ощущения эмоций)

Какими телесными ощущениями, мышечными зажимами и т.д. сопровождается?

В каких ситуациях возникают?

Какая эмоция может, скорее всего, переживаться?

Помогают занятия танцами, музыкой, лепкой и т.д., в общем все то, что поощряет телесную экспрессию и переход на следующий уровень эмоциональной зрелости – телесный.


2. Телесные ощущения. Эмоции переживаются как телесные ощущения (к примеру страх – как сердцебиение или потливость, депрессия – как сжатие в груди, гнев – как неприятные ощущения в желудке и т.д.). Эмоция как сама эмоция при этом не ощущается

Самопомощь: Словарь «эмоциональных» телесных ощущений

Помогают мышечные релаксации, йога и другие практики, помогающие расслабить тело и установить с ним контакт.


3. Хаотические переживания. Эмоции чувствуются как некий уровень диффузной эмоциональной энергии, но при этом невозможно определить, какая эмоция переживается, различить эмоции, вербализировать. В общем, переживается вместо конкретных эмоций ощущение эмоциональной массы и напряжения.

Самопомощь: Составление словаря эмоций

Дневник эмоций – во время анализа дня записать свои основные чувства, которые испытывал в течении каждого часа или получаса (можно записывать на протяжении дня.). Обучение вербальному выражению эмоций (определять, что чувствую и называть это), рисование эмоций (или другое художественное их выражение).

4. Различение эмоций. На этом уровне происходит опознавание эмоций и их различение, определение вызвавших их событий, сопровождающих мышления и желаний. Человек может одновременно переживать несколько различных эмоций, при этом осознавая и различая эти эмоции. Но на этом уровне эмоциональной зрелости сильные эмоции искажают рациональную оценку, влиять на совершаемые действия и т.д.

Самопомощь: Обучение различным способам управления и переживания эмоций (этих способов настолько много и они настолько часто описывают, что тут я воздержусь даже от примерного их перечисления).

5. Ответственность за свои эмоции. Внутренний локус контроля эмоций: ощущение, что это не события заставляют меня чувствовать, а что это я чувствую в ответ на события. Эмоции не влияют на рациональную оценку ситуации или совершаемые действия. Для сегодняшнего времени это вполне высокий уровень эмоциональной зрелости. Человеку тут следует учиться не только переживать свои эмоции, но и понимать чужие – эмпатии.

6. Эмпатия. «Чувствование» того, что переживают другие люди, при этом четкое разделение «своих» и «чужих» эмоций, не переживание чужих эмоций вместо своих, а именно чувствовать их. Очень высокий уровень эмоциональной зрелости, соответствующий уровню опытного практического психолога. Для дальнейшего эмоционального развития стоит учиться «обмениваться» эмоциями с другими людьми

7. Эмоциональное взаимодействие. Человек способен не только чувствовать чужие эмоции, но и осознанно полноценно взаимодействовать с другими на эмоциональном уровне. Есть ли дальнейшее эмоциональное развитие, ни Штайнеру, ни тем более мне неизвестно.)))


Напоследок, хотелось бы привести краткие характеристики эмоциональной зрелости:

Эмоциональная зрелость по отношению к себе:

1.) способность осознавать, различать, называть и выражать свои эмоции;

2.) способность брать ответственность за свои эмоции на себя;

3.) способность регулировать свое эмоциональное состояние;

4.) стремление к дальнейшему эмоциональному развитию.

Эмоциональная зрелость по отношению к другим:

1.) способность «чувствовать» эмоции других людей, разделяя при этом свои и чужие эмоции;

2.) способность осознавать влияние чужих эмоций на себя и своих эмоций на других;

3.) умение сочувствовать другим;

4.) способность к эмоциональному взаимодействию с другими.

Большинство из того, что делает человек на самом деле направленно на то, чтобы хорошо себя чувствовать. А лучший способ достичь хорошего самочувствия – напрямую заниматься своим эмоциональным развитием.)))))

Среди ваших знакомых, наверняка немало людей, паспортный возраст которых не соответствует их реальному возрасту. Нередко взрослые люди ведут себя, как инфантильные подростки, и напротив эмоциональная зрелость личности некоторых молодых людей вызывает восхищение, а их поступки достойны уважения.

Работы основоположника психоанализа З. Фрейда позволили вывести несколько признаков, по которым можно определить степень личностной зрелости.

Эмоциональная зрелость личности

Понаблюдайте за своими реакциями на психологические раздражители, и сделайте вывод о степени своего развития эмоциональной зрелости:

Адекватная реакция на заслуженную критику позволит вам трезво взглянуть на свои недостатки и скорректировать их, либо превратить в достоинства. Бегство от проблем и самообман приведут к разочарованиям и депрессии.

Быстрая адаптация к смене планов, задач на день свидетельствует о гибкости психики и высокой самоорганизации. Стрессовая реакция на малейшие изменения говорит о неумении приспосабливаться, а ведь на адаптивных способностях живых организмов основана вся эволюция.

Стрессоустойчивость. Если вы испытываете стресс по каждому поводу, это свидетельствует о том, что ваш организм тратит энергию на переживания, а сил на устранение негативной ситуации у него не остается.

Самоотдача. Когда человек находит удовольствие в бескорыстном служении обществу, это свидетельствует о высоте его моральных качеств.

Сопереживание и сочувствие тесно связаны с предыдущим пунктом. Научившись понимать, какие чувства испытывает ваш коллега или собеседник, вы сможете объяснить мотивы его поступков, что ведет к более продуктивному взаимодействию.

Умение справляться с негативными эмоциями и перенаправление отрицательной энергии в позитивное русло свидетельствует о высокой нервной организации индивида. Если вы испытываете злость, и на волне этой эмоции сделаете уборку квартиры или перекопаете огород, это значит, что вы владеете техникой перенаправления эмоций.

И отдельно про любовь. Она действительно правит миром. Все ее формы облагораживают человека. Неважно, испытываете ли вы супружескую, родительскую или сыновью любовь, эта эмоция окрыляет и делает людей лучше.

Как достичь эмоциональной зрелости

Теперь вы знаете, какого человека можно считать зрелым. Если по каким-то параметрам вы даете незрелую реакцию, фиксируйте эти проявления, анализируйте их, и в следующей схожей ситуации поступайте с позиции эмоционально зрелого человека.

Вскорости вы заметите изменения в своих реакциях. Заметно это будет и окружающим, которые начнут относиться к вам с уважением.

Вам также будет интересно:

Интересные игры в пути. Чем заняться в пути. Занятные игры для всей семьи. Во что поиграть в дороге. Самое длинное слово
Снова рада приветствовать вас в моем блоге! Как вы развлекаете своих деток во время...
О том, как расставаться с девушкой правильно
Как известно, расставание мужчины и женщины всегда дается тяжело, даже для того, кто решил...
Меню детское для кафе. Детское меню. Подбор персонала и организация работы кафе
В статье рассмотрены особенности составления и оформления меню для детского кафе и...
Стрижки на короткие волосы: каре, боб, пикси, шапочка, гарсон
Comes first in all of us’s mind. fmovies.to has created a robust recognition in free online...
Алла бергер и алексей воробьев после проекта
Алексей родился в многодетной семье в Туле. Его папа был начальником охраны на одном из...