Все о гормональных заболеваниях

Как вырастить чемпионку: рассказывает мама гимнастки Маргариты Мамун

Как правильно наносить румяна на различные формы лица Как наносить румяна влажным способом

Русские скороговорки от а до я

Как нарисовать пальмы с ребенком

Делимханов адам султанович семья

Как восстановить грудное вскармливание: практические советы Может ли от нервов пропасть грудное молоко

25 кадр скачать программу

Значение татуировки лиса у девушки

Сколько стоит набить тату

Домашние рецепты ополаскивателей для рта

Будь самим собой! Цитаты Ошо о храбрости. Цитаты, которые вдохновляют вас быть самим собой Высказывание всегда оставаться самим собой

Молитва при расставании Молитва при расставании с любимым человеком

Стоит ли давать второй шанс отношениям

Как настроить себя на позитив — мысли, каждый день, для женщин

Определение красных отметок

Паша коноплев. Как сложилась судьба юных вундеркиндов


Время от времени в СМИ появляются сообщения о необычных детях, чрезвычайно одаренных от рождения. Павел Коноплев, Ника Турбина, Надя Рушева, Андрей Хлопин, Евгений Кисин - их таланты заставляют рукоплескать весь мир, а уровень IQ иногда превышает показатели среднестатистического взрослого человека. Но что происходит с вундеркиндами, когда они вырастают? Об их дальнейшей судьбе говорят нечасто.

Паша Коноплев в 5-летнем возрасте
К сожалению, судьба многих вундеркиндов складывается трагично, особенно в том случае, когда пресса проявляет к их персонам повышенный интерес. Многие не выдерживают испытания славой, но чаще всего не справляются с грузом ответственности перед завышенными ожиданиями общества. «Синдром бывшего вундеркинда» - так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.


На этом фото Паше Коноплеву 6 лет. Уровень IQ - 169
В 1980-е газеты часто писали о Паше Коноплеве. В 3 года он научился читать и производить в уме сложные вычисления, в 5 лет самостоятельно научился играть на пианино, в 8 лет решал сложные физические задачи. В 15 он уже был студентом московского вуза, в 18 - аспирантом. К сожалению, психика юноши не выдержала перегрузок - он попал в психиатрическую больницу, откуда так и не вышел. Он умер от тромбоза легочной артерии, когда ему было всего 29 лет.

Ника Турбина


По статистике, одаренные люди живут на 10-15 лет меньше. Часто гениальность сопровождается такими недугами, как аутизм, шизофрения, нервные расстройства и бессонница. Среди вундеркиндов суицидов больше, чем среди обычных подростков. Дети-вундеркинды часто не способны адаптироваться в окружающем их обществе. Подтверждение тому - трагическая судьба Ники Турбиной.


В 4 года она писала недетские стихи, в 9 лет выпустила свой первый поэтический сборник «Черновик», переведенный на 12 языков, тиражом в 30 000 экземпляров. Ее знали не только в СССР, но и во всем мире. Но повзрослевшая Ника так и не нашла своего места в социуме и в 27 лет выбросилась из окна.

Надя Рушева


Надя Рушева начала рисовать в 5 лет. Она иллюстрировала детские сказки, произведения классической литературы, придуманные ею же балеты. В общей сложности она оставила после себя более 10 тысяч рисунков. Первая персональная выставка состоялась, когда ей было 12. В следующие 5 лет прошло еще 15 выставок. В 17 лет ее жизнь неожиданно оборвалась от кровоизлияния в мозг - оказалось, у Нади был врожденный дефект одного из сосудов головного мозга.

Андрей Хлопин


К сожалению, успешная реализация вундеркинда во взрослой жизни - скорее исключение из правил. Но есть и такие случаи. Об Андрее Хлопине заговорили в 2007 году, когда он попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой автор трех научных гипотез - «Третьей гипотезы происхождения пояса астероидов», «Фаэтон был обитаем», «Тунгусский метеорит - космический айсберг». На тот момент мальчику было всего 10 лет.


Сейчас о занятиях астрономией Андрей говорит как о детском увлечении. В старших классах он начал заниматься боксом, заинтересовался историей и правом, поступил на юридический факультет. «А Книга Гиннесса помогает мне разве что личную жизнь налаживать, - заявляет Андрей. - Интересно же девушке узнать, что в числе знаменитостей есть парень, которого она видит перед собой».

Евгений Кисин


Лишь 10% вундеркиндов могут развить в себе вторичный, взрослый талант. Евгений Кисин прославился в 10 лет, исполнив с оркестром 20-й концерт Моцарта.


Через год он дал свой первый сольный концерт. В 1985 году Кисин впервые выехал с концертами за рубеж.


Сейчас ему уже 44 года, он живет в Париже и ведет интенсивную концертную деятельность в Европе, Азии и Америке, неизменно собирая аншлаги.

Дети-вундеркинды, о которых много говорят в детстве, рано или поздно вырастают, при этом судьба многих из них остается неизвестной. О том, как сложилась жизнь юных дарований, расскажет данный пост.

Паша Коноплев в 5-летнем возрасте

К сожалению, судьба многих вундеркиндов складывается трагично, особенно в том случае, когда пресса проявляет к их персонам повышенный интерес. Многие не выдерживают испытания славой, но чаще всего не справляются с грузом ответственности перед завышенными ожиданиями общества. «Синдром бывшего вундеркинда» - так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.

На этом фото Паше Коноплеву 6 лет. Уровень IQ - 169

В 1980-е газеты часто писали о Паше Коноплеве. В 3 года он научился читать и производить в уме сложные вычисления, в 5 лет самостоятельно научился играть на пианино, в 8 лет решал сложные физические задачи. В 15 он уже был студентом московского вуза, в 18 - аспирантом. К сожалению, психика юноши не выдержала перегрузок - он попал в психиатрическую больницу, откуда так и не вышел. Он умер от тромбоза легочной артерии, когда ему было всего 29 лет.

Ника Турбина

По статистике, одаренные люди живут на 10-15 лет меньше. Часто гениальность сопровождается такими недугами, как аутизм, шизофрения, нервные расстройства и бессонница. Среди вундеркиндов суицидов больше, чем среди обычных подростков. Дети-вундеркинды часто не способны адаптироваться в окружающем их обществе. Подтверждение тому - трагическая судьба Ники Турбиной.

В 4 года она писала недетские стихи, в 9 лет выпустила свой первый поэтический сборник «Черновик», переведенный на 12 языков, тиражом в 30 000 экземпляров. Ее знали не только в СССР, но и во всем мире. Но повзрослевшая Ника так и не нашла своего места в социуме и в 27 лет выбросилась из окна.

Надя Рушева

Надя Рушева начала рисовать в 5 лет. Она иллюстрировала детские сказки, произведения классической литературы, придуманные ею же балеты. В общей сложности она оставила после себя более 10 тысяч рисунков. Первая персональная выставка состоялась, когда ей было 12. В следующие 5 лет прошло еще 15 выставок. В 17 лет ее жизнь неожиданно оборвалась от кровоизлияния в мозг - оказалось, у Нади был врожденный дефект одного из сосудов головного мозга.

Андрей Хлопин

К сожалению, успешная реализация вундеркинда во взрослой жизни - скорее исключение из правил. Но есть и такие случаи. Об Андрее Хлопине заговорили в 2007 году, когда он попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой автор трех научных гипотез - «Третьей гипотезы происхождения пояса астероидов», «Фаэтон был обитаем», «Тунгусский метеорит - космический айсберг». На тот момент мальчику было всего 10 лет.

Сейчас о занятиях астрономией Андрей говорит как о детском увлечении. В старших классах он начал заниматься боксом, заинтересовался историей и правом, поступил на юридический факультет. «А книга Гиннесса помогает мне разве что личную жизнь налаживать, - заявляет Андрей. - Интересно же девушке узнать, что в числе знаменитостей есть парень, которого она видит перед собой».

Евгений Кисин

Лишь 10% вундеркиндов могут развить в себе вторичный, взрослый талант. Евгений Кисин прославился в 10 лет, исполнив с оркестром 20-й концерт Моцарта.

Через год он дал свой первый сольный концерт. В 1985 году Кисин впервые выехал с концертами за рубеж.

Сейчас ему уже 44 года, он живет в Париже и ведет интенсивную концертную деятельность в Европе, Азии и Америке, неизменно собирая аншлаги.

Вундеркинды заканчивают школу, но чаще школа заканчивает вундеркиндов.
Евгений Кащеев

Чуть больше двухсот лет тому назад, 1 сентября 1804 года, в городе Кэбот (штат Вермонт, США) в семье столяра Колберна родился мальчик, которому дали необычное библейское имя Зера. Когда маленькому Зере было пять, он сидел в отцовской лавке, играл со стружкой и от нечего делать проговаривал вслух таблицу умножения. Папа услышал сына, которому никакой математики отродясь не преподавал, и понял, что у Зеры есть способности, которых нет у других детей.

Про Зеру Колберна написано множество статей и книг. Несмотря на то, что свои удивительные математические способности он окончательно потерял в возрасте двенадцати, до сих пор его считают одним из самых удивительных вундеркиндов в истории человечества. История Колберна тра- гична, как и судьба многих одарённых детей. Мы вернёмся к ней позже, а пока просто попытаемся понять, что отличает вундеркиндов от простых смертных и чем обычно заканчивается эта дорога.

СИНДРОМ САВАНТА

Официальная медицина отказывается обращать внимание на аномально одарённых детей. В какой-то мере это правильно - не лечить же вундеркинда от его способностей. Но подобная позиция серьёзно ограничивает возможности исследования вундеркиндов и не позволяет дать ответ на вопрос: может ли обычный человек овладеть сверхчеловеческими возможностями. Наибольший вклад в исследование сверхспособностей человеческого мозга внёс, пожалуй, профессор Висконсинского университета Дарольд Трэфферт. Специалист по исследованию и лечению аутизма, Трэфферт серьёзно заинтересовался тем, что многие дети-аутисты обладают повышенными способностями в определённых узких областях знания. Именно он ввёл в обиход понятие «синдром саванта» и положил начало клиническим исследования вундеркиндов.

Конечно, диагноз «синдром саванта» (от фр. savant - «учёный») не ставится. Слишком разные бывают отклонения, слишком разные причины и следствия. Зато ставится близкий диагноз «синдром Аспергера» или аутистическая психопатия. По сути, синдром Аспергера - это лёгкая форма аутизма. Больной в данном случае не страдает серьёзным дефицитом в коммуникации и легко входит в контакт с окружающим миром и обществом. При этом он порой отстаёт в развитии и может производить впечатление умственно неполноценного человека. Примером может быть ребёнок, который научился говорить лишь в десять лет, но зато уже в пятнадцать говорит совершенно нормально, и никаких проблем из-за столь позднего развития у него не возникает.

Почему же возникает такое отставание? Секрет синдрома Аспергера кроется чаще всего именно в сверхспособностях. Организм затрачивает львиную долю энергии на развитие какого-то отдельного участка мозга. Поэтому ребёнок к десяти годам перемножает в уме пятизначные числа, зато говорит с трудом. Со временем развитие стабилизируется - оттого вундеркинды часто теряют свои способности с возрастом. Трэфферт называет сверхразвитые участки мозга савантов «островами гениальности». Причём находиться эти острова могут в абсолютной пустоте...

Одним из наиболее известных в XX веке савантов был американец Ким Пик, обладатель эйдетической памяти. Пик родился в 1951 году с рядом врождённых заболеваний, в том числе с повреждениями мозжечка и слитыми в единый «ком» полушариями мозга. Научившись читать в два с половиной года, Пик начал поглощать сначала домашнюю библиотеку, все газеты, книги, взятые у друзей и знакомых. В принципе, многие рано начинают читать и читают много, но Пик помнил абсолютно всё прочитанное! Он знал наизусть не только сотни художественных и документальных книг, но также помнил и мог зарисовать любую виденную им карту, записать по нотам просмотренную партитуру любого музыкального произведения. Книжный разворот он читал за 10-15 секунд - весь текст одновременно, а не построчно, как читаем мы. В солидном возрасте (за сорок) он научился играть на фортепьяно и мог по памяти сыграть несколько тысяч произведений.

Известность пришла к Пику, когда сценарист и писатель Фрэнк Морроу «срисовал» с него главного героя культового кинофильма «Человек дождя». После выхода фильма Пик стал очень популярным, он встречался с поклонниками в разных странах, читал лекции и демонстрировал свои способности на людях. Аутизмом Пик не страдал - он был открытым и общительным человеком. Умер он в возрасте 59 лет от инфаркта.

Пик - это типичный пример саванта, но при этом не аутиста. Его удивительные способности, проявившись в раннем возрасте, не исчезли с течением времени, а скорее возросли. Подобные способности наблюдаются сегодня ещё у ряда людей.

Известен британский художник Стивен Уилтшир, который, пройдясь по городу, способен зарисовать в точности карту улиц, по которым шёл. Несколько лет назад Уилтшир демонстрировал трюк: он 20 минут кружил на самолёте над Лондоном, а затем по памяти рисовал панораму города и чертил его план. Ещё один британский савант Дэниэл Таммет специально для телевидения демонстрировал другой трюк: за неделю он выучил в совершенстве исландский язык (для эксперимента выбрали язык, который Таммет точно не знал до того), а затем прочёл на нём лекцию и ответил на вопросы.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К КОЛБЕРНУ

Но вернёмся к мальчику по имени Зера Колберн. После того как папа обнаружил его математические способности, он тут же решил разжиться на сыне и начал возить мальчика по окружным ярмаркам. Зера давал ответы на вопросы, сути которых не должен был понимать по причине возраста и социального происхождения. Например, когда у Зеры спрашивали, каков квадратный корень из 106 929, он отвечал раньше, чем бедный стенограф успевал написать на бумаге цифры: 327. «А каков кубический корень из 268 336 125?» Ни секунды не думая, мальчик говорил: 645.

На самом первом публичном представлении в Бостоне в 1810 году Зере задавали следующие вопросы:

  • сколько секунд в 2000 годах?

63 072 000 000 секунд.

  • если часы тикают 156 раз в день, сколько раз они протикают за 2000 лет?

113 880 000 раз.

  • сколько будет 12225 умножить на 1223?

14 951 175.

  • квадрат 1449?

2 099 601.

Он никогда не ошибался. Он мгновенно доказал, что число 4 294 967 297 не является простым. В уме он вычислил, что это число можно представить как произведение чисел 641 и 6 700 417. В течение пяти секунд Зера вычислил кубический корень из 413 993 348 677: 7453. Задачи, которые решал Колберн, можно приводить долго. За несколько последующих лет он дал десятки представлений, ответил на тысячи вопросов.

Мальчика заметили, и Дартсмутский колледж предложил дать ему бесплатное математическое образование, - но папа-плотник отказался. Бостонский университет сделал такое же предложение, да ещё присовокупил к этому 5000 долларов, огромную по тем временам сумму, чтобы отец отдал мальчика на обучение. Но тот не отдал.

Более того, 11 мая 1812 года мальчик с отцом высадились в Ливерпуле, где отец продолжил демонстрацию Зеры. Мистер Колберн был чудовищно жаден. Зера приносил ему огромный доход - несоизмеримо больший, нежели столярское дело. И потому старик отвергал предложение за предложением, в том числе известного химика Макинтоша, который предлагал взять мальчика к себе в ученики.

Алчность отца подразумевала, что ему должны просто давать деньги: все без исключения предложения об обучении сына он отвергал. В Лондоне, Дублине, Эдинбурге на выступлениях Зеры продавались литографии с его портретом. Визитёры и почитатели шли очередью, но мистеру Колберну по-прежнему было мало. Он организовал даже что- то вроде кампании по подписке на ещё не готовые мемуары Зеры Колберна.

В 1814 году отец увёз Зеру во Францию, где продолжил эпопею с демонстрацией его народу. Он потратил бешеные деньги на квартиру в Париже и обстановку, и - наконец-то! - поместил мальчика в Наполеоновский королевский колледж.

Но бедный Зера не проучился и года: отцу снова предложили какую-то выгоду в Англии - и он опять увёз сына. В 1816 году он отправил мальчика в Вестминстерскую школу (по протекции и настоятельной рекомендации графа Бристольского), но и там Зера был недолго - до 1819 года. Отец повёз его в Германию, снова во Францию. К этому времени на мемуары Колберна подписалось несколько тысяч человек, а они так и не были изданы, деньги были просто присвоены. Затем повёз мальчика опять в Англию.

Демонстрация способностей, вымогательство из богатых покровителей, частные учителя и смена школ завершилась неожиданно - в 1822 году, потому что в декабре старик Колберн умер

Сначала восемнадцатилетний Зера преподавал математику в одной из английских школ, но вскоре вернулся в США. Сложно сказать, насколько хорошо его встретили мать и пятеро братьев, которых отец бросил в безденежье на 10 лет. Он никогда ничего им не высылал.

Не давая мальчику реальных знаний и пищи для ума, а яростно используя его талант, старик загубил способности Зеры. Уже к 18 годам мальчик не мог извлекать корни из безумных чисел, его возможности угасали. К моменту смерти отца Зера был совершенно обыкновенным человеком, но с искусно взращённой манией величия и уверенностью в собственном абсолюте.

Он довольно легко поступил в школу на должность учителя математики - его способности всё равно были заметно выше среднего. Параллельно он поступил учиться на священника - вероятно, устал от бесконечной математики и физики, от бессмыленных вычислений и расчётов

Конечно, Зера не превратился в бездарность. В 1835 году он стал профессором Норвичского университета, но профессором лингвистики! В 1833 году вышли воспоминания Зеры Колберна. В них он подробно рассказывает о себе, о своём детстве и юношестве - в третьем лице. 2 марта 1840 года Зера Колберн умер от болезни, которую не смогли диагностировать

Кого винить в превращении вундеркинда в обычного человека? Отца? А может, Зера в любом случае потерял бы свои способности, как теряют многие. К сожалению, этот вопрос навсегда останется открытым.

Украинский феномен

Известным на сегодняшний день феноменом является украинский учёный, врач- нейрохирург Андрей Слюсарчук. Несмотря на то, что его эксперименты попахивают «желтизной», никто из свидетелей не смог найти ни следа обмана. Слюсарчук обладает феноменальной памятью, причём он развил её самостоятельно, врождённых экстраспособностей у него не было. Не так давно Слюсарчук в очередной раз попал в Книгу рекордов Гиннесса, поставив рекорд по запоминанию 30 миллионов чисел после запятой числа «пи». Проверялись способности профессора методом случайной выборки: его просили продекламировать числа, например, с 24256-го по 24398-е, и он их декламировал. Точно так же он декламировал наизусть любой фрагмент из собрания сочинений Тараса Шевченко, зарисовывал по памяти показанные в произвольном порядке сложные геометрические фигуры и демонстрировал свои эйдетические способности другими способами. При этом Слюсарчук имеет три высших образования (первый институт он закончил в 18 лет), в 32 года защитил докторскую диссертацию в области медицины, ведёт активный образ жизни. Кажется, природа ничего не забрала у него взамен уникальных способностей...

Дети Индиго

Американский экстрасенс Нэнси Энн Тэпп в 1982 году использовала в одной из своих книг термин «дети индиго», который, как ни странно, прижился и активно употребляется сегодня. Нэнси Тэпп рассматривала человека с позиции изучения его ауры и придавала большое значение её цвету. У некоторых детей Нэнси «обнаружила» ауру тёмно-синего цвета и, недолго думая, объявила эту группу особенной и задала некий тренд, которому нет никакого научного подтверждения. За теорию особо одарённых детей индиго рьяно схватились любители паранормальных явлений и доморощенные мистики. Сформировался некий круг особенностей, отличающих детей индиго от обычных подростков. Среди этих особенностей - асоциальность, индивидуализм, высочайший творческий потенциал и уровень интеллекта, развитая интуиция, импульсивность и нервозность. В общем, за исключением последнего пункта, получился клинический портрет типичного аутиста. Вся теория «детей индиго» является скорее мистификацией, чем научной гипотезой.

ОШИБКИ ПРИРОДЫ ИЛИ ГЕНИИ?

Другим знаменитым вундеркиндом прошлого был Уильям Джеймс Сидис, родившийся в Нью-Йорке в 1898 году. В отличие от аномальных способностей Колберна, возможности Сидиса были вполне человеческими, просто чрезмерно рано развившимися. К восьми годам он свободно читал книги и прессу на восьми языках (помимо английского - французский, русский, немецкий, турецкий, армянский, иврит, греческий и латынь), а в 1909-м стал самым юным студентом Гарварда. К тридцати годам Сидис знал уже 40 языков и был автором огромного количества книг, монографий и статей по анатомии, транспортной системе, истории, математике и другим столь же отличным друг от друга областям знаний.

Но самое странное то, что мальчик, которому пророчили блестящее будущее, стал никем. Всю жизнь он трудился простым бухгалтером, часто менял место работы, боялся внимания со стороны женщин и категорически не общался с журналистами даже по поводу своих многочисленных разработок и патентов (их он тоже успел получить довольно много). Умер Сидис совершенно неизвестным в возрасте сорока шести лет. Почему мы рассказали о Сидисе? Потому что это довольно типичный пример вундеркинда, впрочем, как и Колберн. Вот его блестящие способности, а вот - их нулевой итог.

Другая сторона медали - это саванты-аутисты, о которых уже шла речь ранее. Хорошим примером может служить жизнь знаменитого британского мастера по дереву Джеймса Генри Паллена. Родившийся в 1835 году, к семи годам Паллен знал всего одно слово, «мама», и то выговаривал с трудом. К немоте прибавлялась его почти полная (с детства) глухота и сильное отставание в умственном развитии. Родители отдали ребёнка в интернат, а в 1850 году его перевели в Эрлсвудскую больницу для умалишённых - и это было удачным решением. Эрлсвуд традиционно продавал работы пациентов, и для повышения доходов их обучали рисовать, делать различные поделки, мастерить что-то. Паллен оказался необыкновенно одарённым плотником и мебельщиком. Не произнося ни слова, он обставил ряд палат мебелью ручной работы, все рисунки собратьев по несчастью поместил в резные рамы, да и сам умел рисовать очень и очень хорошо. Успех пришёл к Паллену, когда больница отправила принцу-консорту Альберту, мужу королевы Виктории, картину «Оборона Севастополя» кисти саванта. Для всех оставалось загадкой, откуда талантливый безумец берёт сюжеты и знания: он не умел даже читать и ни с кем никогда не разговаривал.

Суперинтендант больницы Джон Лэнгдон-Даун выделил Паллену отдельную мастерскую, где тот работал всю свою жизнь. Его шедевром считается модель корабля The Great Eastern, выполненная со скрупулёзной точностью, вплоть до 5516 заклёпок на бортах судна и в деталях воссозданных внутренних интерьеров и мебели. Работу Паллен делал по фотографиям и рисункам судна. В 1916 году Паллен умер, оставив после себя множество работ и ни разу не воспользовавшись деньгами, которые получал за продажу собственных изделий.

Довольно известным современным композитором является японец Хикари Оэ, сын великого японского писателя, нобелевского лауреата Кендзабуро Оэ. Но мало кто знает, что Хикари, несмотря на свои 47 лет, практически не разговаривает и не общается с людьми, поскольку с детства страдает аутизмом. Более того, он практически слеп, у него серьёзные нарушения координации и явственная умственная отсталость. Доктора ещё в 1960-х годах предлагали не спасать жизнь ребёнку (он чуть не умер в результате ряда тяжёлых заболеваний, перенесённых в раннем возрасте), но родители настояли на своём. Хикари учили музыке - и она стала единственным языком, на котором тот разговаривает с окружающим миром. Произведения Хикари Оэ исполняются по всему миру. Знает ли он об этом - сложный вопрос. К слову, практически в каждой книге Кендзабуро Оэ есть персонаж, «срисованный» с Хикари, и в своей нобелевской речи 1994 года писатель не раз упомянул, что не будь Хикари, не было бы и литературного таланта отца.

Конечно, не всё так печально. Некоторые вундеркинды обретают известность и славу, в которой купаются всю жизнь, при этом оставаясь нормальным людьми. Взять хотя бы Моцарта, который в четыре года выступал с произведениями собственного сочинения. Биографию великого композитора мы рассказывать не будем. Лучше приведём современный пример. Норберт Винер, знаменитый учёный, один из основоположников кибернетики и теории искусственного интеллекта, в детстве был вундеркиндом. К 18 годам он был доктором наук и числился профессором в двух университетах - Корнельском и Гарвардском, а в девятнадцать добавил в этот список ещё и Массачусетский технологический. Винер дожил до семидесяти лет, получил ряд престижных математических наград и премий, был женат и имел детей - в общем, жизнь его сложилась счастливо и успешно. Именно поэтому мерить всех вундеркиндов и савантов по одной мерке нельзя. У каждого - свои особенности развития, свои способности.

ВЫВОДЫ И ИТОГИ

К вышесказанному можно добавить несколько занимательных медицинских наблюдений. Во-первых, синдром саванта может быть не врождённым, а приобретённым. История знала случаи, когда сверхспособности проявлялись у человека после тяжёлой черепно-мозговой травмы, после длительной комы, после обнаружения раковой опухоли.

Во-вторых, многие саванты утверждают, что могут распознавать цвета чисел, или слышать краски, или видеть музыку. То есть имеет место явление синестезии - когда при раздражении некоего органа чувств возникает реакция, присущая другому органу чувств. Классический пример синестезии - так называемый «цветной слух», когда композитор воспринимает различные тональности или ноты окрашенными в разные цвета. Некоторые известные композиторы обладали подобными способностями, например, Александр Скрябин, который различал тональности именно по цветовой принадлежности.

С явлением савантизма мы сталкиваемся как с чем-то непознанным и непонятным. Сегодняшняя врачебная этика не позволяет проводить эксперименты на людях, что заметно тормозит развитие психологии и раскрытие возможностей человека в частности. Ведь если один может перемножать в уме астрономические числа - значит, каждый может. Вопрос только в том, как найти в себе такие способности, как вытащить их наружу. Когда-нибудь медицина даст ответ, но очень-очень нескоро.

Дети-вундеркинды, о которых очень много говорят в детстве, рано или поздно вырастают, при этом судьба многих из них остается неизвестной. О том, как сложилась жизнь юных дарований, расскажем в этой статье.

Паша Коноплев

К сожалению, судьба многих вундеркиндов складывается трагично, особенно в том случае, когда пресса проявляет к их персонам повышенный интерес. Многие не выдерживают испытания славой, но чаще всего не справляются с грузом ответственности перед завышенными ожиданиями общества. «Синдром бывшего вундеркинда» - так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.


На этом фото Паше Коноплеву 6 лет. Уровень IQ - 169

В 1980-е газеты часто писали о Паше Коноплеве. В 3 года он научился читать и производить в уме сложные вычисления, в 5 лет самостоятельно научился играть на пианино, в 8 лет решал сложные физические задачи. В 15 он уже был студентом московского вуза, в 18 - аспирантом. К сожалению, психика юноши не выдержала перегрузок - он попал в психиатрическую больницу, откуда так и не вышел. Он умер от тромбоза легочной артерии, когда ему было всего 29 лет.

Ника Турбина

По статистике, одаренные люди живут на 10-15 лет меньше. Часто гениальность сопровождается такими недугами, как аутизм, шизофрения, нервные расстройства и бессонница. Среди вундеркиндов суицидов больше, чем среди обычных подростков. Дети-вундеркинды часто не способны адаптироваться в окружающем их обществе. Подтверждение тому - трагическая судьба Ники Турбиной.

В 4 года она писала недетские стихи, в 9 лет выпустила свой первый поэтический сборник «Черновик», переведенный на 12 языков, тиражом в 30 000 экземпляров. Ее знали не только в СССР, но и во всем мире. Но повзрослевшая Ника так и не нашла своего места в социуме и в 27 лет выбросилась из окна.

Надя Рушева

Надя Рушева начала рисовать в 5 лет. Она иллюстрировала детские сказки, произведения классической литературы, придуманные ею же балеты. В общей сложности она оставила после себя более 10 тысяч рисунков. Первая персональная выставка состоялась, когда ей было 12. В следующие 5 лет прошло еще 15 выставок. В 17 лет ее жизнь неожиданно оборвалась от кровоизлияния в мозг - оказалось, у Нади был врожденный дефект одного из сосудов головного мозга.

Андрей Хлопин

К сожалению, успешная реализация вундеркинда во взрослой жизни - скорее исключение из правил. Но есть и такие случаи. Об Андрее Хлопине заговорили в 2007 году, когда он попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой автор трех научных гипотез - «Третьей гипотезы происхождения пояса астероидов», «Фаэтон был обитаем», «Тунгусский метеорит - космический айсберг». На тот момент мальчику было всего 10 лет.

Сейчас о занятиях астрономией Андрей говорит как о детском увлечении. В старших классах он начал заниматься боксом, заинтересовался историей и правом, поступил на юридический факультет. «А книга Гиннесса помогает мне разве что личную жизнь налаживать, - заявляет Андрей. - Интересно же девушке узнать, что в числе знаменитостей есть парень, которого она видит перед собой».

Евгений Кисин

Лишь 10% вундеркиндов могут развить в себе вторичный, взрослый талант. Евгений Кисин прославился в 10 лет, исполнив с оркестром 20-й концерт Моцарта.

Через год он дал свой первый сольный концерт. В 1985 году Кисин впервые выехал с концертами за рубеж.

Сейчас ему уже 44 года, он живет в Париже и ведет интенсивную концертную деятельность в Европе, Азии и Америке, неизменно собирая аншлаги.

Н. КОНОПЛЕВА.

На этой фотографии Павлику Коноплеву 6 лет. <...>

Восьмилетний Павлик решил задачу об освещенности планеты Плутон, когда Солнце в зените. <...>

Оттиски первой страницы научной статьи тринадцатилетнего Павла "Исследова ние переменных V1076 и V1077 Змееносца", опубликованной в журнале Академии наук "Переменные звезды". Эта работа была сделана под руководством ученого-астронома ГАИШ П. Н. Холопова.

В это же время он создал графики оптического поглощения, отражения и пропускания (к сожалению, информация об объекте исследования утеряна).

Павлу Коноплеву 16 лет. Он студент Московского университета.

Время от времени, еще с советской поры, в газетах и журналах появлялась информация об одаренном мальчике (интересно, почему именно о мальчике?), ставшем в свои 12-13 лет студентом столичного вуза. Но ни одно издание не подумало хотя бы раз вернуться к судьбе этого мальчика, поинтересоваться, как чувствует себя такой ребенок в обществе, его окружающем, и главное - что с ним стало, когда вырос...

Мечта многих родителей - одаренный ребенок. "Вундеркинд" - дословно "чудо-дитя". Его основные признаки - любовь к умственному труду и ускоренное развитие умственных способнос тей. Но кто бы знал, какой ответственный, обязывающий и далеко не всегда радостный подарок природы такое чудо!

ИНВАЛИДЫ ОБЩЕНИЯ

Павлику было три года, когда он сам научился делать в уме сложные вычисления, а немного погодя - бегло читать. Читал приключения Винни-Пуха и мамины университетские учебники. В пять лет научил маму вычислять в уме логарифмы (ни в школе, ни в вузе этому не учат - таблицы есть). По самоучителю освоил начала музыкальной грамоты и стал играть по нотам любимые песни (семья была не музыкальная и никто не мог ему помочь). Потом он увидел Периодическую таблицу Менделеева и до тонкостей разобрался в ее закономерностях. В восемь лет решил сложную физическую задачу. Ее показали академику Колмогорову, тот похвалил: "Красивое решение". Но поверить, что ее решил восьмилетний мальчуган в уме, по дороге из школы, никак не мог (в Колмогоровской математической школе для одаренных старшеклассников такие задачи были под силу четырнадцати летним, и то далеко не каждому).

Осознав, что их мальчик вытянул у судьбы особый билет, родители Павлика забеспокоились. С трудом разыскали специалистов, "подпольно" занимавшихся с одаренными детьми (господствующая в то время идеология лицемерно не допускала не только имущественного неравенства, но и интеллектуального). Тесты показали высокую степень одаренности ребенка, их буквально "зашкалило". Мнение специалистов было однозначно: вероятнее всего, его ждет судьба ученого и конечно же много проблем. Первая из них - обучение по индивидуальной программе.

О таком родители не могли даже мечтать, и в семь лет Павлика отдали в общеобразовательную школу. Первой отметкой, которую он принес, была единица. Окрики учительницы, наказания (а ребенку было просто скучно, и он занимал себя своими "делами"), насмешки одноклассников: ведь он был не такой, как они...

В то еще недавнее время всеобщей уравниловки власти категорически отказывались создавать школы или хотя бы классы, где одаренные дети обучались бы по специальной программе: ребята, мол, поймут свою исключительность, а это непедагогично. Тогда существовали лишь немногочисленные физико-математические классы для старшеклассников. Но одаренность часто проявляется очень рано, еще до восьми лет, а высокая одаренность - и того раньше.

Поскольку не было других вариантов, то в обычных школах (не в каждой) практиковался перевод вундеркинда через класс, два или три. Перейдя из первого класса в четвертый, Паша сразу стал отличником: программа четвертого класса ему подходила больше, хотя тоже была "мала". Но тут же возникла проблема общения. Из-за разницы в возрасте таким детям трудно с одноклассниками и физически и психологически. Они становились как бы "инвалидами общения". "Ребята меня гонят, я не знаю их правил", - всхлипывал маленький Паша.

Видя переживания ребенка, родители старались занять его спортом, искали "товарищей по несчастью". И находили. Встречались, дружили семьями; как круги по воде, от одной семьи к другой передавалось, какие книги полезно прочесть, какие педагоги полуподпольно набирают в свои классы одаренных. Дети побеждали на математических и прочих олимпиадах, в 12, 13, 14 лет на "отлично" заканчивали школу, поступали в вузы. Порой о таких писали в газетах: "Студент в красном галстуке..."

ПРОШЛО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ

Как сложилась судьба Павла? В 15 лет он поступил в университет, в 18 - в аспирантуру. Учился легко, увлеченно. Но природа, одаривая человека высокими умственными способностями, включает его в "группу риска": такие люди чаще болеют. Павлу жестоко не повезло. Он оказался в числе несчастливого процента, установленного природой, - безжалостной расплаты человечества за то, что оно умнеет. С высоты успеха он сорвался в душевную пропасть. Неадекватная система образования, неполноценность общения, непонимание общества (эти вундеркинды такие странные и неудобные!) усугубили боль. Чудо закончилось для несчастной семьи глубокой трагедией.

В больнице Кащенко умеют притуплять душевную боль. Что еще надо? Руки-ноги целы, высокий интеллект сохранился, есть хорошее образование. Но работать невозможно, ключ к великолепному инструменту мышления потерян. Ужасная болезнь сопровождается быстрым разрушением физического здоровья.

Пашина мама стала обзванивать знакомых психологов, родителей таких же вундеркиндов: а как у них? Может, что-нибудь посоветуют? Оказалось - у всех по-разному. Кто-то тоже заболел. Очень талантливый Миша покончил с собой. А вот Алеша стал выдающимся программистом, известным во всем мире. Даня учится в аспирантуре в США у нобелевского лауреата. Костя преподает в школе для одаренных... Большинство получили хорошее образование, научную степень. Но у каждого болезненные проблемы: не у всех задалась карьера, не складывается личная жизнь…

"Синдром бывшего вундеркинда" - так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.

"Талант - это поручение от Господа Бога", - сказал поэт Евгений Баратынский. И главная причина невроза, о котором идет речь, - трагическое несовпадение желания и возможности выполнить это "поручение", может быть, единственно важное на Земле.

Да, их жизнь в постоянной опасности. Природа, щедро одарив разумом, нередко забывает дать шанс удержаться в равновесии с обыденным миром - и происходит обрушение в болезнь. Продолжительность жизни людей творческих, художественных профессий (художников, писателей, музыкантов, артистов) в среднем на 14 лет меньше, чем обычно. К такому выводу пришел в результате многолетних исследований американский психиатр профессор Джим Фоулз. Чем выше одаренность, тем хуже прогноз. Самый плохой прогноз у гениальности. Гении - мученики, расплачивающиеся за прогресс человечества: Сократ, Джордано Бруно, Галилей, Ван-Гог, Николай Вавилов...

Жизнь таких мучеников интеллектуального совершенства нелегка и порой трагична: весьма редко общественное признание приходит при жизни, преследуют тяжелые стрессы, депрессии, велик риск душевных заболеваний (в 7-8 раз выше, чем в норме).

Гении-душевнобольные в разные эпохи создавали творческие шедевры. Гоголь, Врубель, Нижинский, Ван-Гог, Гаршин, Достоевский... - перечисление можно продолжить. Парадокс, но именно такие люди помогают обществу осуществлять прорыв в науке и искусстве. Нестандартно мысля, они способны почувствовать и сформулировать нечто, недоступное обычному разуму, возможно, потому, что они свободны от социального давления, от общепринятых прописных истин. Расплата за эти взлеты тяжела невыносимо. И расплачивается не общество, а гениальный одиночка. Они неудобны всем и самим себе. Они одиноки и очень ранимы. Они ближе всех к истине (это из "Ностальгии" Андрея Тарковского), но их часто не понимают. У нас на слуху гениальная формула - "горе от ума". Ее автор "бывший вундеркинд" Грибоедов знал, о чем говорил. Хотя ум - это лишь одно из слагаемых высокой одаренности.

Есть еще и хрупкая, плохо поддающаяся количественному учету и тестированию творческая одаренность. Ее можно просто не заметить. А можно заметить и, испугавшись, попытаться затормозить, вогнать ребенка в обычные рамки. Это тоже трагичные варианты: невостребованность дара может вылиться в драму, болезнь.

Другая опасная ошибка - стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие вполне обычных детей. Есть многочисленные примеры, и они печальны… Впрочем, обычный ребенок тоже имеет шансы стать выдающимся. Побольше труда, немного удачи и главное - благоприятные условия, доброжелательное отношение общества. И все же уровень, качество его умственного труда будут несравнимы с теми, кого выбрала природа нести поручение от Господа Бога.

Шизоид, шизик - в просторечии обидные, припечатывающие приговор слова. Да, есть люди бесспорно странные, с необычным внутренним миром, необычными способностями. Они странно говорят, неловко двигаются, не умеют приспособиться к обыденной действительности. С детства их дразнят и унижают. А между тем шизоиды - превосходный материал для творческой одаренности. Несмотря на созвучие с названием болезни - шизофрения, - они не больны. Они просто по-другому устроены и не способны приспосабливаться, контактировать с людьми, много зарабатывать. Они не такие, как все, порой в чем-то лучше.

Шизоидность часто встречается среди интеллектуально и творчески одаренных людей. Явными шизоидами были Николай Гумилев, Велемир Хлебников, Осип Мандельштам, Владимир Набоков, Дмитрий Шостакович, Иосиф Бродский, Борис Пастернак... Часто встречаются шизоиды среди математиков, реже - среди более конкретных физиков.

ПОЧЕМ ГЕНИАЛЬНЫЕ МОЗГИ?

Высокая одаренность, гениальность - это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. По данным выдающегося российского генетика В. П. Эфроимсона, такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Цифры весьма условные, но порядок чисел, видимо, достаточно отражает истину.

Природа в стремлении сделать еще совершеннее свое любимое детище - Homo sapiens - экспериментирует, пробует, порой ошибается. Но носители этих отклонений - именно те дрожжи, на которых всходит прогресс человеческой цивилизации. Как не просмотреть этот редкий дар?

По данным известного детского психолога, лауреата Государственной премии Виктории Юркевич, к четырем годам ребенок обнаруживает 50 процентов тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести - 70, а к восьми - 90. Именно в этом возрасте можно выявить одаренность. И создать ей особые условия.

Интеллект, творческие способности - главное национальное богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная система обучения одаренных, и она является государственным секретом. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности. Неслучайно так называемый "brain drain" ("утечка мозгов") направлен в основном в сторону Соединенных Штатов.

История человечества накопила достаточно статистического материала, из которого следует, что вундеркинды - большая ценность для общества.

Гениальный Моцарт уже в три года выступал с концертами. В изданном в Англии "Словаре национальных биографий" из 1030 упомянутых великих людей 292 выросли из бесспорных вундеркиндов. И лишь 44 из этих 1030 вундеркиндами не были (значит, остальные с немалой долей вероятности все же ими были). Из 64 выдающихся английских художников и музыкантов 40 в детстве проявили себя как вундеркинды. Во Франции, по статистическим подборкам, из 287 великих людей 231 показал яркую одаренность в возрасте до 20 лет. В США проследили судьбу 282 одаренных детей, 105 из них добились в жизни заметных достижений.

Увы, по России таких точных данных нет. Но вспомним А. С. Грибоедова, в 11 лет поступившего в Московский университет, блестящего поэта, композитора, знавшего немало языков. Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. Вундеркиндами творческого типа были Михаил Лермонтов, Александр Батюшков, а из ныне живущих - Андрей Вознесенский.

"Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо", - сказал великий Дидро. Иначе говоря, неправильное воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода делают свое дело. Гениальность не состоялась, из одаренного ребенка вырастает закомплексованный, неконтактный, с тяжелым характером неудачник. Правда, есть и другой, облегченный вариант несостоявшейся одареннос ти: человек беспечный, не умеющий трудиться, плывущий по течению, живущий по линии наименьшего сопротивления.

Самый благоприятный вариант - так называемая нормальная одаренность. Специалисты называют ее высокой нормой, когда природа наделила счастливчика всем необходимым: и высокой способностью к обучению, и хорошей адаптацией к внешним условиям, контактностью, общительностью, физическим здоровьем, а главное - хорошим воспитанием. Про таких говорят: "Брось счастливчика в воду - и он выплывет с рыбой в зубах". Дай им Бог еще больше удачи!

Вундеркиндов, прошедших ясли и детский сад, практически не встречается. В этом нежном возрасте очень важна роль любящей матери. Проявится ли в дальнейшей жизни врожденная одаренность ребенка, отчасти зависит и от судьбы, но все-таки в первую очередь - от общества: нужны ли ему его таланты?

А вместе с тем родители одаренных детей и педагоги испытывают неимоверные трудности в их воспитании и обучении. Некоторые подвижники-родители обучают таких детей дома. Это спасает ребенка от неизбежного в школе невроза, но обрекает на одиночество.

"Из меня получился нелюдимый и неуклюжий подросток с весьма неустойчивой психикой", - пишет о своей жизни "чудо-ребенка" в книге "Бывший вундеркинд" создатель кибернетики Норберт Винер, которого обучал школьным и внешкольным премудростям отец, имевший гуманитар ное образование. Самое удивительное, что ему удалось поставить один из немногих успешных экспериментов такого рода: хотел вырастить одаренного ребенка, и вырастил его. Но какой ценой? Сделал ли отец своего ребенка счастливым?

ЛИЦЕЙ ДЛЯ СОКРАТОВ - ШТУЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Одно из самых больших зол для одаренных детей - интеллектуальная недогрузка. Безвозвратно уходит время, каждый час которого в юном возрасте важен. Страшно, если из-за недостатков учебной программы пропадет интерес к школьному обучению. Если программа не соответствует способностям, то у детей не формируются волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, не закрепляется привычка к постоянному труду - им все слишком легко дается. А школа должна быть трудной для всех, чтобы напрягались "мускулы воли".

Российским вундеркиндам наконец повезло. С 1989 года в Москве при Психологическом институте Российской академии образования работает лаборатория, занимающаяся такими детьми. С ее помощью стали появляться школы для одаренных детей, где с ними начинают заниматься с шести лет (в некоторых - с пяти). Но самое главное - уже создаются индивидуальные программы для развития каждого необычного ребенка, чтобы дать ему возможность, как сказал Гегель, "выполнить себя".

Обучение одаренных детей - дело не только чрезвычайно ответственное, но и дорогое. Это воистину "штучное производство". Нужно гораздо больше учителей (предметное обучение вводится с первого класса), притом специально подготовленных - многим из них приходится "доучиваться" по ходу работы с детьми. В классах не больше 10-12 детей, главным образом мальчики (так уж распорядилась природа). Добавьте к этому энциклопедии почти для каждого ребенка, хорошее экспериментальное оборудование для занятий по физике и химии. Хотелось бы иметь и типографию. Уже в подготовительном классе дети сочиняют прелестные рассказы, стихи, фантастические повести. Как им будет интересно публиковать в своем журнале литературные произведения, публицистику и исследовательские работы маленьких ученых!

А медицинская служба, а разумно организованные кабинеты релаксации, где дети могли бы расслабиться и отдохнуть после большого умственного труда?

Действительно, создать и поддерживать учебные заведения для одаренных стоит немалых средств. Но пока обучение бесплатное. Однако такие школы и лицеи не отказались бы от помощи нравственно одаренных спонсоров, способных понять проблемы одаренности. Ведь обучение одаренных детей не корыстное дело, а нравственное.

А что получит общество? Одни одаренные ученики станут его украшением и гордостью, других сломит болезнь, третьи окажутся обыкновенными или вовсе неудачниками. И все же третья часть вундеркиндов благодаря (а чаще вопреки!) обстоятельствам достигает в жизни вершин.

Директора одного из лицеев для одаренных детей заслуженного учителя России Татьяну Владимировну Хромову давно интересуют одаренные дети. И когда к ней привели маленького Савелия, которому было очень трудно в обычной школе, она сумела организовать для него обучение по индивидуальной программе. Необычные способности мальчика сумели развить и укрепить. К трудностям его общения со сверстниками и с учителями относились с пониманием.

В свои десять лет Савелий сочинил учебник по физике, очень интересный (сегодня его иногда используют в программе этой школы). А в десять лет и два месяца Савелий Косенко окончил среднюю школу и, поступив в вуз, попал в Книгу рекордов Гиннесса. Сейчас ему 16, он уже закончил институт, учась сразу на двух факультетах, и теперь продолжает учиться в США.

Потом появился еще один вундеркинд - Даниил Лантухов. Он успешно окончил школу и поступил в университет, когда ему не исполнилось и 12 лет. Еще одна девочка из гимназии с 13 лет учится на экономическом факультете МГУ.

Конечно, не рекорд был целью в названных случаях. К такому опережению не стремились ни учителя, ни родители. Но чаще просто невозможно, да и вредно (из-за опасности невроза) искусственно сдерживать бурное развитие способностей. В таком опережении есть не только очевидные плюсы, но и не менее очевидные минусы (о них уже говорилось). Поэтому одна из задач учителей, психологов, врачей по возможности сгладить все его отрицательные последствия: одаренному ребенку нужно не восхищение, а помощь.

Ведущий научный сотрудник Психологического института РАН В. С. Юркевич, в течение десятилетий занимаясь одаренными детьми (еще с тех пор, когда эта тема была под негласным запретом), сделала чрезвычайно много для становления обучения таких детей, а стараниями доктора наук Н. С. Лейтаса (одного из первопроходцев воспитания одаренных детей в нашей стране) все эти годы не угасала столь важная исследовательская работа.

Сегодня тема одаренных в моде. Находятся школы, которые лихо берутся за это дело. Главную свою задачу они видят в создании особо комфортных условий для обучения. Так вот. Ничего нет вреднее для одаренных детей (и вообще для детей), чем излишний комфорт. Неслучайно в самой элитарной в мире школе "Итон" в Англии существуют весьма спартанские условия. Вот и российские школы для одаренных строятся на идее развивающего дискомфорта: нужна сложная, напряженная деятельность, где даже одаренному ребенку приходится попотеть. Как ни парадоксально, но неинтересные моменты занятий тоже необходимы, дети обязаны преодолевать себя, тренируя свои "волевые мускулы". Умственная работа должна быть трудной.

Природа экспериментирует на одаренных. Порой неудачно. Те, кто платит своим здоровьем и жизнью за прогресс человечества, за то, что оно с каждым поколением становится умнее, заслуживают большого сочувствия, защиты и заботы общества. Если вы и ваши дети - "как все", - ваше счастье. Но прогресс двигают, как правило, не такие, "как все". Наш долг - поддержать их хотя бы потому, что им трудно.

КАЖДЫЙ ТАЛАНТЛИВ. И ТАЛАНТУ ЕСТЬ МЕРА

В научной психологии различают два типа одаренности: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, энциклопедичностью знаний. Люди второго, творческого, типа обладают, прежде всего, нестандартностью мышления, они не принимают преподносимых знаний на веру, до всего хотят дойти своим умом. У них не только иначе устроен мозг, но и по-другому организована личность (их одаренность могут так и не заметить в семье, школе, институте). Творческие способности обязательно предполагают повышенный интеллект, зато интеллектуалы могут вовсе не обладать творческими способностями.

Современные методики достаточно объективно оценивают уровень и интеллектуальных и творческих способностей. Людей с уровнем способностей выше нормы - около 10%. Сюда входят и просто способные, и талантливые, и гении - всех их отличает высокая умственная работоспособность. В группу с очень высоким уровнем одаренности входят около 0,5%.

Тестирования на одаренность по тщательно разработанным методикам проводят в Лаборатории психологии развития одаренности детей Психологического института Российской академии образования.

Вам также будет интересно:

Интересные игры в пути. Чем заняться в пути. Занятные игры для всей семьи. Во что поиграть в дороге. Самое длинное слово
Снова рада приветствовать вас в моем блоге! Как вы развлекаете своих деток во время...
О том, как расставаться с девушкой правильно
Как известно, расставание мужчины и женщины всегда дается тяжело, даже для того, кто решил...
Меню детское для кафе. Детское меню. Подбор персонала и организация работы кафе
В статье рассмотрены особенности составления и оформления меню для детского кафе и...
Стрижки на короткие волосы: каре, боб, пикси, шапочка, гарсон
Comes first in all of us’s mind. fmovies.to has created a robust recognition in free online...
Алла бергер и алексей воробьев после проекта
Алексей родился в многодетной семье в Туле. Его папа был начальником охраны на одном из...