Все о гормональных заболеваниях

Как вырастить чемпионку: рассказывает мама гимнастки Маргариты Мамун

Как правильно наносить румяна на различные формы лица Как наносить румяна влажным способом

Русские скороговорки от а до я

Как нарисовать пальмы с ребенком

Делимханов адам султанович семья

Как восстановить грудное вскармливание: практические советы Может ли от нервов пропасть грудное молоко

25 кадр скачать программу

Значение татуировки лиса у девушки

Сколько стоит набить тату

Домашние рецепты ополаскивателей для рта

Будь самим собой! Цитаты Ошо о храбрости. Цитаты, которые вдохновляют вас быть самим собой Высказывание всегда оставаться самим собой

Молитва при расставании Молитва при расставании с любимым человеком

Стоит ли давать второй шанс отношениям

Как настроить себя на позитив — мысли, каждый день, для женщин

Определение красных отметок

Почему ребёнок заикается. Виды и типы заикания

Заикание — относится к разряду заболеваний, называемых лого-неврозами. Лечение заикания у детей - это сложный, трудоемкий и длительный процесс, который требует комплексного подхода. Чаще всего они проявляются у детей, когда они начинают разговаривать, где-то в возрасте от 2 до 3 лет. Второй период может возникнуть у подростков от 12 до 15 лет. И вот в эти периоды нужно по-доброму относится к таким детям. Для начала я предлагаю пройти один небольшой тест: Громко и четко с ребенком проговорите слово: «Стрептококк». Ну как получилось? Ваш ребенок смог четко и внятно произнести это слово? Тогда у него с заиканием нет проблем! Но если не смог, обязательно прочитайте статью до самого конца!

Почему возникает заикание?

Сразу хочу сказать, что от испуга не будет заикания! Это все выдумки! А вот почему реально возникает заикание сейчас расскажу более подробно. Заикание может иметь органическую природу. Всем известно, что наш мозг отвечает за движения различных частей тела, а также и за их контроль. Так вот, огромная часть мозга отвечает за губы и язык (центры и зоны формирования речи). Первая проблема нарушение речи может быть связана с инсультом (это у взрослых). Основная причина заикания у детей - это задержка развития речевого центра! У детей может возникать первый период заикания из-за того, что эти центры и зоны формирования речи, которые отвечают за координацию этой речи еще не созрели (позднее созревание этих зон), поэтому нужно правильно подходить к пониманию и лечению ребенка, тогда вы быстрее компенсируете данную проблему. Все мы знаем, что в нашем мозгу два полушария левое и правое. Центр речи находится в левом полушарии (это у правшей) и в случае если центр речи не сформирован, то правое полушарие будет мешать левому, благодаря этому дети и заикаются. Задача учителей, родителей — если у ребенка заикание не мучать его заучиванием стихов и чтением книг, переведите все в письменный формат!

Типы заикания

Прежде всего, необходимо определить тип заикания, ведь именно от него будет зависеть план дальнейших действий.

  • Логоневроз, или невротическое заикание. Возникает в результате психотравмирующей ситуации у детей, склонных к невротическим реакциям, которые возникают в силу врожденных особенностей нервной системы («поломки» ЦНС у таких ребят нет). Например, у мечтательного и чувствительного от природы малыша-меланхолика или возбудимого непоседы-холерика подверженность заиканию выше, чем у спокойного от природы флегматика. Также данный вид заикания может возникнуть на фоне резкого увеличения речевой нагрузки, например, когда нормально говорящему, но боязливому 3,5-летнему крохе-меланхолику к детскому утреннику поручают выучить слишком сложное для него на текущий момент стихотворение или роль.
  • Неврозоподобное заикание. В отличие от первого типа возникает и нарастает постепенно. Окончательно обнаруживает себя тогда, когда ребенок начинает говорить целыми фразами. Часто можно заметить, что помимо речевых проблем такой малыш отстает и в физическом, и в психическом развитии. Неврологическое обследование такого ребенка, скорее всего, выявит признаки общего поражения центральной нервной

Виды заикания

Существует три вида заикания:

  1. Клонический вид заикания (повторяющий) - когда человек (ребенок) повторяет какую-то букву. Пример: «Ма-ма-мам-ма-мама». В этом случае идет повторение каких-то звуков.
  2. Конический вид заикания — человек не может начать говорить (стартовать со слова). Он может сказать: «Мммм» и после этого идет пауза в речи, а потом «Мама».
  3. Клонико-тонический (смешанная более сложная форма заикания) — когда вместе с повторением, есть паузы между произношением.

Лечение заикания

Лечение заикания всегда носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования. Если доктора решат, что у ребенка невротический тип заикания (логоневроз), то главным специалистом, с которым вам предстоит контактировать, станет детский психолог. Его основными задачами будут обучение способам релаксации, снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение эмоциональной устойчивости ребенка к стрессам, обучение родителей методам эффективного взаимодействия с ребенком с учетом его свойств нервной системы, выбор оптимальных воспитательных мер и пр. Также, скорее всего, необходим будет прием фармакотерапии в виде успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов, правильно подобрать которые сможет невролог. Безусловно, потребуется и работа с логопедом. При неврозоподобном заикании в большей степени предстоит сотрудничать с логопедом-дефектологом, т.к. этот вид заикания требует в большей степени логопедической помощи, которая должна быть регулярной и продолжительной (не менее года). Основная цель работы логопеда - научить ребенка правильно говорить. Также предстоит динамическое наблюдение невролога, который, скорее всего, назначит длительное комплексное медикаментозное лечение, игнорирование которого не увенчает логопедическую работу успехом. Психотерапевтическая помощь в данном случае не играет ведущую роль.

Помощь с заиканием в домашних условиях

Чтобы ребенок преодолел заикание, только работы со специалистами недостаточно, поможет лечение народными средствами. Важно научиться взаимодействовать с ребенком конструктивно и создать спокойную, понимающую атмосферу в доме, а иначе труды специалистов пойдут насмарку. При общении со своим ребенком старайтесь придерживаться следующих правил.

  1. Говорите со своим ребенком не торопясь, часто делая паузы. Подождите несколько секунд, после того как Ваш ребенок закончил говорить и прежде, чем Вы начнете говорить снова. Ваша неторопливая, спокойная речь принесет больше пользы, чем любая критика в адрес ребенка, либо советы типа: «Говори медленнее», «Повтори еще раз медленно».
  2. Уменьшите количество вопросов, которые вы обычно задаете ребенку. Дети говорят более легко, когда они свободно выражают свои собственные мысли, чем когда отвечают на вопросы взрослых. Вместо того, чтобы задавать вопросы, просто прокомментируйте то, что Ваш ребенок сказал, дав ему понять, что Вы выслушали его.
  3. Используйте Вашу мимику и жесты, давая понять ребенку, что Вы внимательно слушаете содержание его высказывания и не обращайте внимание на то, как он это сказал.
  4. Выделяйте каждый день в одно и то же время по несколько минут, чтобы уделить все свое внимание ребенку. В течение этого времени позвольте ребенку делать все, что ему хочется. Пусть он руководит Вами и сам решает хочет он говорить или нет. Если Вы разговариваете с ним в это время, то говорите очень медленно и очень спокойно, делая много пауз. Эти минуты тишины и спокойствия помогут создать особую доверительную атмосферу для маленького ребенка и дадут возможность ему почувствовать, что родителям приятно с ним общаться.
  5. Помогите всем членам семьи научиться говорить и выслушивать друг друга по очереди. Для детей, особенно для заикающихся, намного легче говорить, когда их не прерывают и слушатель уделяет им полное внимание.
  6. Понаблюдайте каким образом Вы общаетесь с ребенком. Старайтесь больше слушать своего ребенка, чтобы у него была уверенность, что его не прервут и что у него достаточно времени для высказывания. Постарайтесь уменьшить число критических замечаний, прерываний и вопросов к ребенку, а также замедлите свой темп речи.
  7. И самое главное покажите ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть. Самая могучая сила - это Ваша поддержка его, независимо от того заикается он или нет.

По статистике, наиболее актуальный возраст появления заикания у малышей — 2-5 лет. Возникает заболевание в виде остановок в речи или случайных повторений определенных звуков.

Как распознать симптомы болезни у крохи, нужно ли лечить данный недуг и какими средствами это делать?

Разбираемся…

Основные причины заикания у детей – так почему ребенок начал заикаться?

С заиканием сталкивались еще наши предки. Теорий его появления — море, но окончательную формулировку понятия дал наш ученый Павлов, благодаря которому и разобрались в самой природе неврозов.

Откуда берется заикание — изучаем причины

  • Наследственность. Наличие у родителей неврологический заболеваний.
  • Нарушения в развитии головного мозга (иногда — еще в период беременности).
  • Определенный характер ребенка. Неспособность приспособиться к внешней среде (холерики).
  • Менингиты и энцефалиты.
  • Сахарный диабет.
  • Рахит.
  • Незрелость головного мозга.
  • Случаи травм , ушибов или сотрясения мозга.
  • Частые простуды.
  • Инфекции ушей и дыхат/путей.
  • Психологические травмы , ночные страхи, частые стрессы.
  • Энурез , быстрая утомляемость, частая бессонница.
  • Неграмотный подход к формированию детской речи (слишком быстрая или слишком нервная речь).
  • Резкое ухудшение условий проживания.
  • Позднее развитие речи со стремительным «наверстыванием» упущенного речевым аппаратом.

Куда обратиться за помощью заикающемуся ребенку – диагностика заикания и специалисты

Преодолеть заикание непросто. В каждом случае (за исключением того, когда ребенок просто подражает родителю) придется потратить немало сил, и лишь комплексный подход может гарантировать результат.

Игры, упражнения и народные средства от заикания у ребенка в домашних условиях что реально поможет избавиться от логоневроза?

Коррекция — когда уже пора начинать?

Конечно же, чем раньше, как говорится, тем лучше. Следует понимать, что заикание — это испытание для малыша. Оно не только мешает выражать свои мысли, но и является существенным препятствием для общения со сверстниками. Начинать нужно еще «вчера»! В самом раннем детстве. Еще до обучения в школе родители должны свести к минимуму все проявления болезни. Если данный речевой «дефект» едва дал о себе знать — бегом к специалисту!

Как определить, что ребенок становится заикой?

Классические симптомы:

  • Малыш начинает говорить мало или отказывается говорить вовсе. Иногда на сутки-двое. Начиная разговаривать, заикается.
  • Перед отдельными словами кроха вставляет лишние буквы (прим. — И, А).
  • Остановки в речи возникают либо в середине фразы, либо в середине слова.
  • Ребенок невольно повторяет первые слова в речи или первые слоги слов.

Что дальше?

  • Невротическое заикание. Этот вариант болезни развивается вне поломки ЦНС после психической травмы и при склонности к невротическим состояниям. Обычно — у маленьких холериков и меланхоликов. Появиться недуг может и пои резком подъеме речевой нагрузке. К примеру, когда трусишке-меланхолику вдруг дают неподъемно сложную роль на детском утреннике.
  • Неврозоподобное заикание. В сравнении с предыдущим типом болезни, этот вариант проявляется постепенным нарастанием. Родителям удается его обнаружить лишь тогда, когда чадо уже начинает «сыпать» полными фразами. Обычно при таком виде заикания имеются отставания также в психическом и физическом развитии. Чаще всего, при обследовании выявляются четкие признаки поражения ЦНС.

К кому пойти лечиться, и какова схема лечения?

Безусловно, лечение заикания, независимо от причины появления — это исключительно комплексный подход! И к лечению приступают лишь после полного всестороннего обследования малыша.

В первую очередь, следует обратиться к психологу, неврологу и логопеду.

  • В случае невротического заикания доктором, которого придется посещать чаще других, станет именно . В его схему лечения входит обучение папы с мамой наиболее эффективным мерам общения с малышом; снятие напряжения — как мышечного, так и эмоционального; поиск лучших методов релаксации; повышение эмоциональной стабильности ребенка и пр. Кроме того, придется заглянуть к неврологу, который пропишет препараты для снятия мышечных спазмов и специальные успокаивающие средства. Ну и без логопеда тоже будет не обойтись.
  • В случае неврозоподобного заикания основным врачом станет логопед-дефектолог . Психотерапии здесь отведена второстепенная роль. Работа логопеда (запасайтесь терпением) будет длительной и регулярной. Основная задача врача — обучить малыша правильной речи. Без невролога, к сожалению, тоже не обойтись — медикаментозное лечение будет способствовать более успешной работе логопеда.

Что делать родителям, если ребенок заикается – основные правила помощи и собственного поведения

  • Создайте в своем доме атмосферу спокойствия, любви и понимания. Это важнейшее условие. Ребенку должно быть хорошо!
  • Обязательное условие — четкий режим дня. Причем, на сон тратим не меньше 8-ми часов!
  • Не торопимся, общаясь с малышом. Не говорим «скороговорками», не повышаем голос. Только медленно, спокойно, нежно и четко. Рекомендуется о том же попросить и воспитателя в детском саду.
  • Никаких скандалов в доме! Никаких стрессов для ребенка, повышенных тонов, ссор, негативных эмоций, резкой жестикуляции и взрывных интонаций.
  • Чаще обнимайте ребенка, говорите с ним ласково.
  • Категорически нельзя подгонять кроху , когда он приходит к вам с просьбой или хочет что-то рассказать. Слишком занятые родители частенько «отбривают» детей фразами вроде «ну давай, говори уже, а то я занята!». Этого делать нельзя! И перебивать малыша тоже строго не рекомендуется.

И, конечно, меньше критики.

И побольше одобрительных слов и жестов для вашего малыша. Даже, если его успехи совсем незначительны.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Нормальная работа речевого аппарата так же важна для развития ребенка, как и способность полноценно двигаться и перемещаться. При возникновении заикания существует огромная опасность того, что ваш малыш не только медленнее остальных детей сможет познавать окружающий мир, но и станет более отстраненным и замкнутым. Если вы заметили первые признаки заикания у своего ребенка, не пускайте ситуацию на самотёк.

Первые признаки заикания

При заикании почти все дети ведут себя одинаково. Главная задача родителей состоит в том, чтобы вовремя распознать первые тревожные звоночки и предотвратить дальнейшее развитие проблемы. К основным признакам заикания относят такие поведенческие особенности:

  • Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью;
  • При заикании возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание;
  • Ребенок может долго выговаривать первые слоги или по несколько раз повторять одно и то же слово;
  • Ребенок долго не может сосредоточиться, внезапно обрывает свою речь, замолкает;
  • В начале или в середине предложения, между словами часто повторяются лишние звуки “А”, “О”, “И”;
  • Ребенок часто останавливается и думает над каждым словом;
  • Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе;
  • Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц;
  • Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание;
  • Малыш начинает вместо слов использовать жесты.

Заикание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов.

Психологические особенности заикающихся

  • робость и смущение в присутствии людей;
  • чрезмерная впечатлительность;
  • яркость фантазий, усиливающая заикание;
  • относительная слабость воли;
  • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
  • боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.

Последствиями заикания

  • Нарушение социальной адаптации;
  • Снижение самооценки;
  • Логофобия – боязнь речи;
  • Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук;
  • Усугубление речевого дефекта.

Причины появления заикания

Заикание может появиться совсем неожиданно. Но любой тип заикания абсолютно в каждом случае имеет свою собственную причину появления. Именно эту причину необходимо отыскать в кратчайшие сроки, так как именно от этого будет зависеть дальнейших успех лечения.

  • Испуг;
  • Перенесённый менингит или энцефалит;
  • Сахарный диабет;
  • Частая бессонница и энурез;
  • Гиподинамия и быстрая утомляемость;
  • Длительное пребывание в напряженном невротическом состоянии;
  • Резкая смена окружающей обстановки (переезд, длительное путешествие);
  • Чрезмерно строгое отношение родителей к ребенку;
  • Нарушения в работе центральной нервной системы;
  • Наследственность;
  • Ушиб головы, сотрясение мозга;
  • Плохая приспособляемость к обществу;
  • Чрезмерно позднее или чрезмерно раннее развитие речи;
  • Нарушение нормального функционирования ЦНС;
  • Высокая подверженность к простудным заболеваниям.

Всего в медицине принято выделять 2 основных типа заикания:

  1. Невротический – возникает вследствие перенесенной психологической травмы, потрясения (например, испуг или стресс; такая форма заболевания обычно легко поддается исправлению) или из-за чрезмерно увеличенной речевой нагрузки. Этим типом расстройства страдают по большей части впечатлительные и ранимые дети.
  2. Неврозоподобный – развивается зачастую при поражении нервной системы, которая может достаться в наследство или стать последствием нарушения внутриутробного развития.

По характеру судорог заикание бывает:

  • Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
  • Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
  • Тонико-клоническое.
  • Клоно-тоническое.
  • Артикуляционное.
  • Голосовое.
  • Дыхательное.
  • Смешанное.

Обращаться за помощью к специалисту необходимо сразу после того, как вы заметили признаки заикания у малыша. На ранних стадиях проблему ещё можно устранить быстро. Поэтому не откладывайте поход к врачу на потом, доктор поможет определить тип и вид расстройства, а также назначит эффективное лечение.

Почему ребёнок заикается:

Помощь ребенку

При наличии заикания, посетить необходимо сразу несколько врачей, а именно логопеда, психолога, невролога . Проведя полноценное обследование и исключив не относящиеся к расстройству симптомы, можно приступать к полноценному лечению.

При невротическом типе заикания врач назначает специальную терапию, которая должна снизить подверженность стрессам и бурным эмоциям. Это поможет найти соответствующий подход к ребенку и научит родителей правильно общаться с ним.

При неврозоподобном заикании необходимо медикаментозное лечение, комбинированное с посещением психолога. Чтобы результат был заметным и устойчивым необходимо длительное лечение, которое будет сопровождаться поддержанием комфортных условий в месте, где проживает ребенок.

При лечении заикания необходимо придерживаться таких рекомендаций врача:

  • Создайте для ребенка комфортные условия в доме. Позаботьтесь о том, чтобы малыша ничего не выводило из равновесия и не провоцировало на отрицательные эмоции, исключите мультфильмы и игры агрессивного характера;
  • Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты;
  • Общайтесь с малышом в спокойных тонах, говорите внятно и разборчиво;
  • Никогда не говорите ребенку о том, что он что-то неправильно говорит или выговаривает;
  • Читайте ребенку побольше детских сказок (). Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего;
  • Заведите в доме . Таким образом, малыш перестанет чувствовать себя одиноким и подавленным, и заведет настоящего друга;
  • Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев;
  • Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно;
  • Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений;
  • Если малыш не желает в какой-то момент общаться с людьми или со своими сверстниками на детской площадке, не принуждайте его к этому.

Дети постарше нуждаются в более глубоком лечении, которое предусматривает профилактику искажения личности. Эта терапия проводится психологом для того, чтобы малыш не ощущал себя беспокойно и не испытывал комплексов из-за своей проблемы. Если не прибегнуть к этой терапии, то у ребенка может развиваться страх разговаривать и находиться в окружении людей.

Профилактические меры

Чтобы предотвратить развитие возможного заикания или закрепить полученный эффект после лечения, необходимо следовать таким мерам профилактики:

  1. Создайте для своего малыша идеальный режим дня, в котором у него будет достаточно времени для игр, прогулок и сна. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша.
  2. Не разрешайте смотреть передачи и мультики, которые не соответствуют возрастной категории вашего ребенка и могут вызывать непредсказуемые эмоциональные всплески.
  3. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
  4. Не перегружайте ребенка, заставляя его учить наизусть целые поэмы, чтобы похвастаться перед друзьями или родителями в садике.
  5. Наказывая ребенка, не оставляйте его одного в темном помещении, так как велик риск развития навязчивого страха. Оставьте лучше малыша без сладкого или без любимой игрушки, если он провинился.
  6. Вовлеките свое чадо в занятия музыкой или танцами, это способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа и так, малыш раскрепостится и станет более уверенным в себе. Полезны занятия по пению.

Заикание у детей является достаточно серьезной проблемой, но вполне устраняемой, если вовремя обратить на неё внимание и пойти за помощью к нужному специалисту.

Что нужно делать, если ребенок начал заикаться?

ШДК: Занятия с логопедом: заикание

Доктор Комаровский вместе с логопедом Викторией Гончаренко выяснят, как должны действовать родители, если у их ребенка наблюдается нарушение речи: к какому врачу обратиться, какой выбрать режим дня, чем с малышом заниматься. Также Евгений Олегович и его гостья ответят на вопросы зрителей, описав алгоритмы поведения родителей с детьми, у которых отмечается заикание.

Многоуважаемые родители, здравствуйте! Кто из нас не радуется успехам детей? Мы с раннего детства учим их всему. Посещая утренники, со слезами радости смотрим, как дитё чеканит стихотворение перед ёлкой. При обучении в школе оттачиваем мастерство ораторского искусства , чтобы школьника было интересно слушать.

Но бывает и так: при разговоре дети проглатывают не только слоги, но и слова целиком, могут запинаться и зависать на некоторых звуках, никак не получается у них дойти до конца фразы. В таких случаях, а их у жителей планеты наблюдается около 1%, говорят о наличии заикания.

Почему ребёнок заикается: то ли природа не хочет, чтобы малыш красиво говорил, то ли организм встал на путь сопротивления и бунтует, приговор ли это на всю жизнь или дело поправимое, есть ли в этом родительская вина или этого не избежать? Много вопросов? Давайте искать на них ответы!

План урока:

Заикание заиканию рознь!

Для нас, обывателей, заикание сводится к одному – в такие минуты хочется помочь заике побыстрее сказать то, что он пытается. И мы же не сравниваем, чем один заикается отличнее от другого. Заикание – оно и в Африке заикание.

В зависимости от разных причин и выраженности симптомов недуг бывает разным. Формы речевой патологии бывают:

  1. клонические, когда ребёнок из-за прерывистых судорожных движений дыхательных органов повторяет слоги, обычно первые. «По-по-потолок» — вот так приблизительно будет звучать слово в данном случае,
  2. тонические, когда из-за напряжения мышц рта и языкарастягиваются некоторые звуки и создаются паузы. Вот, например, так: «С…собака».
  3. смешанные, объединяющие и то, и другое: «З…зз-за-заикание».

Все эти формы медики считают клиническими проявлениями.

Помимо них, бывает заикание разным из-за характера протекания патологии:

  • волнообразное – оно то приходит, то уходит, но при этом полностью не исчезает,
  • постоянное – как пришло, так и осталось,
  • рецидивирующее – бывает, всё хорошо, а бывает, снова проявляется.

Этиология, или причина и условие появления, разделяет заикание на:

  • невротическое, возникшее под влиянием вешних факторов, например, из-за психологической травмы,
  • неврозоподобное, от внешней среды не зависящее, например, как следствие поражения коры головного мозга либо полученное по наследству.

Где искать причины заикания?

Чаще всего заикание, или по-врачебному логоневроз, отмечается у детей-дошкольников, и подвержены патологии с речью обычно дети до пяти лет. В этом возрасте происходит активное речевое развитие. Если заикаться начал ребёнок в 7 лет, то это прецедент в числе редких. В любом случае для всех этих расстройств есть свои причины.

Как говорят медики, каждый заикается по-своему. Привычное объяснение этой патологии в народе – испуг, но стоит отметить, что он встречается лишь в половине случаев. 15 процентов падает на наследственность, а всё оставшееся нужно искать в неблагоприятных эмоциональных обстоятельствах, запускающих в действие процесс так, чтобы уже подросший ребёнок стал заикаться.

Вот они, основные причины, которые служат толчком, чтобы ребёнок начал заикаться.

Физиология

Родовые травмы, наследственность и нейроинфекции могут стать причинами появления заикания. Физиологические провокации организма связаны напрямую с истощением детской нервной системы. Произойти такой сдвиг может по причине перенесённых тяжёлых заболеваний, среди которых врачи отмечают корь и скарлатину.

Психология

Внезапное сильное эмоциональное потрясение – прямой путь к появлению заикания. При этом не стоит всё сводить только к испугу, когда, например, напала собака.

Кстати, неадекватное поведение любых животных — это наиболее частая причина детских испугов. Среди поводов для расстройства работы речевого аппарата – неблагоприятная обстановка дома. Любите бить на кухне посуду, громко доказывая свою правоту? Задумайтесь о возможных последствиях!

Пресс со стороны педагогов тоже,кстати, может стать толчком для нарушения речи.

Социальная среда

Большие умственные нагрузки и перегруз детского мозга речевыми занятиями, например, иностранными языками, могут стать причиной того, что детский речевой аппарат с поставленной задачей не справится.

Иногда психологи отмечают, что начинают заикаться абсолютно здоровые дети при подражании и копировании находящегося в их кругу заики. Кроме того, одним из толчков для появления патологии становится переучивание левшей.

Провокаторы

Приступы заикания могут отмечаться как одиночные. Думаю, вы иногда сталкивались, что при чрезмерном волнении, например, при выступлении перед большой аудиторией, ребёнок вдруг начинает «экать и бэкать», хотя дома с завидной чёткостью репетировал.

Что интересно, некоторые специалисты отметили среди провоцирующих факторов даже избыток в детском рационе белковой пищи. Так что следим за рационом питания . А ещё они считают, что спровоцировать склонный к перевозбуждению и заиканию организм может погода: весной и летом сглаживается, а осенью-зимой нарастает.

Четыре ступени для логоневроза

Как выглядит сам процесс произношения слов? Две группы мышц согласованно работают: когда одни сокращаются, другие расслабляются. У заикашки эта работа теряет согласованность и в результате мы слышим либо клонические повторения, либо происходят тонические спазмы. Формирование устойчивого рефлекторного заикания похоже на лестницу, у которой всего четыре ступеньки.

  1. На первой ступеньке заикание появляется эпизодами. Трудности возникают с первыми словами в предложениях и с короткими частями речи – союзами, предлогами. При этом ребёнок ещё не стесняется, а общается на равных.
  2. На второй ступеньке инициатива общения заменяется на молчание, так как заикание становится хроническим. Плавная речь слышна редко, а многосложные слова не поддаются с первого раза, особенно если их стараться говорить быстро.
  3. На третьей ступеньке судороги в работе мышц закрепляются, но ребёнок уже начинает замечать, что его речь сильно отличается от того, как говорят окружающие. Трудности со словами уже ярко прослеживаются. Юный заика начинает искать замену сложным словам, вплоть до жестов.
  4. Перейдя на четвёртую ступеньку, ребёнок обострённо воспринимает отличия в своей речи, он ждёт заикания и внутренне к нему готовится. Судорожные проявления у речевого аппарата уже случаются всегда, не только в волнительных ситуациях.

Отступление от темы

Мальчишкам в этом деле не повезло: у них больше шансов стать заиками. Почему? Да всё просто. Кто как не мужской пол особенно активен, энергичен и чаще попадает в стрессовые ситуации. Конечно, неугомонные мальчишки! Да и спрос с них больше, сюсюканья меньше, поэтому и неврозы чаще. Обласканные девчонки более психоустойчивы, поэтому и заикаться не спешат.

Ребёнок заикается: что делать?

Логоневроз – болезнь функциональная, зависящая от особенности нервной системы детей. Поэтому прежде чем искать на страницах интернета советы знающих, как лечить, нужно понимать, от чего лечить. Куда идти, если детская речь «поломалась»?

Если в вашей семье появилась такая проблема, то следует запланировать поход к:

  1. психотерапевту, который вместе с вами найдёт причину, почему ребёнок стал заикаться, и с этой причиной опять же вместе с вами будет бороться,
  2. невролог – он назначит курс успокаивающих медикаментов способных укрепить пошатнувшуюся детскую нервную систему,
  3. логопеду – врач подберёт корректирующие занятия для ритма и темпа речи, которые вы будете регулярно практиковать сами и на специальных уроках со специалистом.

Не спешите всё перекладывать на плечи врачей! От вас дома тоже очень много зависит!


Согласитесь, ничего трудного. Не нужно наблюдать в стороне, как ребёнок по лестнице заикания взберётся на последнюю ступеньку. Принимать меры следует сразу, тогда и результаты лечения не заставят себя ждать!

Были ли у вас в окружении заикашки? Расскажите, как с этим справляться. Ждем комментариев.

Также ждем вас в нашей группе «Вконтакте» , где очень интересно и весело!

Добра вам и спокойной, четкой, плавной речи!

Евгения Климкович.

Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.

Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.

Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.

Причины появления заикания

Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.

  1. Предрасполагающие причины , это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
    • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
    • Гипоксию плода.
    • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
    • Недоношенность разной степени.
    • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
  2. Внешнее негативное воздействие , это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
    • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – , .
    • Травмы – , .
    • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
    • Инфекции дыхательных путей, отиты.
    • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
    • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
    • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
    • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
    • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.

В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события. В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей. Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.

Признаки

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы. У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме. Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы , при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу . Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы , быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с логоневрозом, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным проявлением логоневроза в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, голосовой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

  • Тонические судороги возникают при спазмировании голосовых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма..шина).
  • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений голосовыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
  • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.

Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

Методики лечения заикания

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.

Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь. Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию. Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:

  1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
  2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
  3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
  4. Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
  5. Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.

Медикаментозное

Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.

Массаж

Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:

  • Поглаживание.
  • Разминание.
  • Растирание.
  • Поколачивание или вибрацию.

Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.

Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.

Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.

Упражнения

При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.

  • Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
  • Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
  • Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
  • Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.

Для наглядности посмотрите видео упражнений:

Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.

Вам также будет интересно:

Интересные игры в пути. Чем заняться в пути. Занятные игры для всей семьи. Во что поиграть в дороге. Самое длинное слово
Снова рада приветствовать вас в моем блоге! Как вы развлекаете своих деток во время...
О том, как расставаться с девушкой правильно
Как известно, расставание мужчины и женщины всегда дается тяжело, даже для того, кто решил...
Меню детское для кафе. Детское меню. Подбор персонала и организация работы кафе
В статье рассмотрены особенности составления и оформления меню для детского кафе и...
Стрижки на короткие волосы: каре, боб, пикси, шапочка, гарсон
Comes first in all of us’s mind. fmovies.to has created a robust recognition in free online...
Алла бергер и алексей воробьев после проекта
Алексей родился в многодетной семье в Туле. Его папа был начальником охраны на одном из...